КАТАБА́Н
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАТАБА́Н, группа племён (ша’аб) и государство в доисламской Юж. Аравии. Известны греч. и лат. авторам под названиями «китбаниты», «каттабаниты» и др. Говорили на языке, относящемся к т. н. сайхадским (южноаравийским эпиграфическим) языкам аравийской группы западносемитской ветви семитских языков. Ша’аб К. занимал территорию современных вади Байхан и вади Хариб (Йеменская Республика).
Первое упоминание о К. и его правителе Варавиле содержится в надписи сабейского мукарриба (правителя) Карибаила Ватара (предположительно кон. 7 в. до н. э.), где он сообщает о победоносной войне против Аусана (гос-во в Юж. Аравии) и восстановлении К. в прежних границах. Исходя из этого свидетельства, можно предположить, что некое политич. объединение катабанских племён существовало, по крайней мере, с 8 в. до н. э. Из надписей известно, что катабанцы называли себя «детьми (бога) Амма», а правители принимали титулы «мукарриб» и «малик» (царь). В К. существовала сложная система престолонаследия, когда наследником выбирался не сын правителя, но первенец знатного рода, «первенец (богов) Анбайа и Хавкам». В гос. устройстве К. важную роль играли коллегиальные органы (совет старейшин и нар. собрание), а также органы гор. самоуправления. В 6–5 вв. происходит, вероятно, постепенное усиление царства и существенное расширение его территориальных границ вплоть до побережья Аравийского м., включая осн. территории произрастания благовонных деревьев (мирра). С 4 в. гос-во К. вступило в полосу затяжных войн с царством Саба за гегемонию в Юж. Аравии, в результате которых территория царства ещё более расширилась за счёт подчинённых областей, плативших большую дань. В 3–1 вв. К. достиг расцвета. Рим. автор Плиний Старший описывает столицу К. – Тимну как большой и богатый город с 65 храмами.
К. играл важнейшую роль в Юж. Аравии как один из центров произ-ва благовоний и крупнейший торговый центр. Даже ладан из соседнего Хадрамаута вывозили через Тимну, где правитель К. взимал налоги в свою пользу. Известен знаменитый «торговый кодекс» К., царский декрет, устанавливавший правила торговли и сбора налогов отдельно для жителей столицы, прочих катабанцев и иноземных купцов. К. был первым из южноаравийских государств, начавших чеканить собств. монету нескольких номиналов. Из К. начинался караванный «путь благовоний» к Средиземноморью, однако экономика царства базировалась преим. на ирригационном земледелии и скотоводстве. Упадок К. начался, вероятно, в кон. 1 в. до н. э., когда резко возросло значение мор. торгового пути по Красному м. и сев. части Индийского ок., контролируемого греко-рим. Египтом, и роль сухопутной караванной торговли существенно снизилась. Одновременно на политич. карте Юж. Аравии появились новые гос. образования (Химьяр), усилились иные политич. и торговые центры (Хадрамаут). К. утратил б. ч. владений, а в 1 в. н. э. его столица Тимна была разрушена (скорее всего, войсками Хадрамаута). Новая столица гос-ва была перенесена сначала в зу-Гайлам (городище Хаджар-Бин-Хумейд в вади Байхан), а затем, вероятно, в Харибат (городище Хаджар-Хану-эз-Зурейр в вади Хариб). В кон. 2 в. царство К. окончательно погибло под ударами сабейских, химьяритских и хадрамаутских войск, а с 4 в. из южноаравийских надписей исчезло всякое упоминание о К. и катабанцах.
Наиболее известные археологич. памятники К. – городище Хаджар-Кухлан (древняя Тимна) и расположенный рядом столичный некрополь Хайд-Бин-Акиль в низовьях вади Байхан (раскопки Амер. фонда изучения человека в 1950–1952, ныне исследуются итало-франц. археологич. миссией), городище Хаджар-Бин-Хумейд (раскапывалось экспедицией Амер. фонда изучения человека в 1950–1951) и перевал Маблака в ср. части вади Байхан, городище Хаджар-Хану-эз-Зурейр в вади Хариб.