ХАДРАМА́УТ
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ХАДРАМА́УТ, историко-культурная область на юге Аравийского п-ова, на территории одноим. провинции совр. Республики Йемен. Географически выделяются вади Хадрамаут (в низовьях носит название вади Масила), плато-джоль, прибрежный Х. и Зап. Х. (вади Ирма и вади Джирдан в мухафазе Шабва). Науч. этимология названия не установлена. Впервые упоминается в Библии в форме Хацармавет (Быт. 10:26; 1 Хрон. 1:20), а также в надписи 7 в. до н. э. сабейского правителя Кариб-иль-Ватара (названо союзником Сабы), в античных источниках (Страбон, «Перипл Эритрейского моря», Плиний Старший, Птолемей). Хадрамаутское царство со столицей в Шабве существовало с кон. 8 в. до н. э. до кон. 3 в. н. э. В период наибольшего могущества (1 в. до н. э. – 3 в. н. э.) представляло собой крупнейшее гос. образование на территории Юж. Аравии, включало, помимо прибрежных областей (вади Майфаа, район Бир-Али), также Махру, Дофар и о. Сокотра, боролось за гегемонию в Юж. Аравии. В кон. 3 – нач. 4 вв. было завоёвано Химьяритским царством и входило в его состав вплоть до 6 в. В 6 в. в Х. из центр. районов Аравии переселилось араб. племя киндитов, образовавшее здесь своё государство. В нач. 7 в., после араб. завоевания и принятия ислама, Х. был включён в состав Халифата. С сер. 15 в. б. ч. Х. вошла в Касиридский султанат (гл. города – Эль-Катн, Сайун, Тарим, Шибам), из которого в сер. 19 в. выделился Куайтидский султанат, занимавший преим. прибрежные области со столицей сначала в Шихре, затем – в Эль-Мукалла. Отд. областями и городами Х. управляли независимые шейхи. Вплоть до кон. 19 в. мн. области Внутр. Х. были недоступны для европ. путешественников и исследователей. В кон. 1930-х гг. Х. вошёл в состав брит. Вост. протектората Аден (в 1963–67 Протекторат Юж. Аравии), в 1967 стал частью нового независимого гос-ва – Нар. Республики Юж. Йемен (с 1970 Нар. Демократич. Республика Йемен), в 1990 – объединённого гос-ва Республика Йемен.
Религия древнего Х. – языческий политеизм с богом Сайином в качестве верховного божества. Имеются свидетельства о существовании в Х. в 4–6 вв. христианских и иудейских общин. С нач. 7 в. вплоть до нач. 21 в. – ислам суннитского толка с почитанием местных святых и большой ролью суфизма. Многочисл. памятники от нижнего палеолита (пещера ал-Куза) до руин городов древнеюжноаравийской цивилизации (Шабва, Райбун, Мазаб) и памятников ср.-век. архитектуры (Шибам, дворцы в Эль-Катне, Сайуне, Тариме, Эль-Мукалле). Изучались рос. комплексной экспедицией АН (Райбун, памятники в вади Хадрамаут, городище Бир-Али – древний город-порт Кана), франц. археологич. миссией (Шабва), итал. миссией в Омане (древний хадрамаутский город-порт Самхарам в лагуне Хор-Рори на территории Дофара).