Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СУ́ННА

  • рубрика

    Рубрика: Юриспруденция

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 429-430

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. Ю. Рощин

СУ́ННА (араб. – обы­чай, при­мер), по­ступ­ки и вы­ска­зы­ва­ния про­ро­ка Му­хам­ме­да как об­ра­зец для всей му­сульм. об­щи­ны и ру­ко­во­дство для ка­ж­до­го му­суль­ма­ни­на. Сна­ча­ла С. пе­ре­да­ва­лась изу­ст­но, но уже при араб. Ха­ли­фа­те бы­ла за­пи­са­на в ви­де ха­ди­сов (у сун­ни­тов) и ха­ба­ров (у шии­тов). При­зна­ёт­ся все­ми те­че­ния­ми ис­ла­ма как сле­дую­щий по­сле Ко­ра­на ис­точ­ник ис­лам­ско­го об­раза жиз­ни (ша­ри­ат) и му­суль­ман­ско­го пра­ва (фикх). С. объ­яс­ня­ет Ко­ран и до­пол­ня­ет его. Обу­че­ние С. – важ­ная со­став­ная часть му­сульм. об­ра­зо­ва­ния в мед­ре­се; зна­ние её – один из кри­те­ри­ев для при­зна­ния ав­то­ри­тет­но­сти пра­во­ве­да (фа­ки­ха), его пра­ва быть има­мом му­сульм. об­щи­ны. Про­ти­во­по­лож­но­стью С. счи­та­ют­ся но­во­вве­де­ния (би­да). Сун­ни­ты про­ти­во­пос­тав­ля­ют се­бя шии­там, яко­бы внёс­шим в ис­лам нов­ше­ст­ва, не­при­ем­ле­мые для его тра­ди­ций. Шии­ты же по­ла­га­ют, что имен­но они пра­виль­но сле­ду­ют С. Совр. му­сульм. фун­да­мен­та­лизм уде­ля­ет боль­шое вни­ма­ние сле­до­ва­нию С. да­же в бы­ту, рег­ла­мен­ти­руя ха­рак­тер оде­ж­ды, раз­мер бо­ро­ды и пр. В обыч­ном сло­во­упот­реб­ле­нии у му­суль­ман С. мо­жет оз­на­чать про­сто пра­виль­ные, со­от­вет­ст­вую­щие С. по­ступ­ки. В не­ко­то­рых му­сульм. стра­нах под С. так­же по­ни­ма­ют об­ряд об­ре­за­ния (сюн­нет).

Лит.: Сю­ки­яй­нен Л. Р. Му­суль­ман­ское пра­во. Во­про­сы тео­рии и прак­ти­ки. М., 1986.

Вернуться к началу