Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СРАВНИ́ТЕЛЬНАЯ АНАТО́МИЯ ЖИВО́ТНЫХ

  • рубрика

    Рубрика: Биология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 105

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




СРАВНИ́ТЕЛЬНАЯ АНАТО́МИЯ ЖИВО́Т­НЫХ (срав­ни­тель­ная мор­фо­ло­гия), раз­дел мор­фо­ло­гии жи­вот­ных, изу­чаю­щий за­ко­но­мер­но­сти строе­ния и раз­ви­тия ор­га­нов и их сис­тем пу­тём со­пос­тав­ле­ния жи­вот­ных раз­ных сис­те­ма­тич. групп. Ос­но­вы С. а. ж. за­ло­же­ны Ари­сто­те­лем. На­ко­п­ле­ние фак­тич. ма­те­риа­ла о совр. и ис­ко­пае­мых фор­мах жи­вот­ных и вне­дре­ние срав­нит. ме­то­да его изу­че­ния в нач. 19 в. по­зво­ли­ли Ж. Кю­вье, опи­ра­ясь на раз­ра­бо­тан­ный им прин­цип кор­ре­ля­ции ор­га­нов, обос­но­вать уче­ние о че­ты­рёх обо­соб­лен­ных «вет­вях» (ти­пах) жи­вот­ных. То­гда же Э. Жоф­фруа Сент-Илер раз­вил пред­став­ле­ние о еди­ном пла­не строе­ния всех жи­вот­ных, из­ме­няю­щем­ся под воз­дей­ст­ви­ем фак­то­ров внеш­ней сре­ды, и по­ло­жил на­ча­ло уче­нию о го­мо­ло­гии час­тей и ор­га­нов. В 1828 К. М. Бэр сфор­му­ли­ро­вал за­кон за­ро­ды­ше­во­го сход­ст­ва. Боль­шое влия­ние на фор­ми­ро­ва­ние С. а. ж. ока­за­ли Р. Оу­эн, Ч. Дар­вин, Т. Г. Гекс­ли, Ф. Мюл­лер и Э. Гек­кель. Ус­пе­хи С. а. ж. в Рос­сии свя­за­ны с тру­да­ми А. О. Ко­ва­лев­ско­го, И. И. Меч­ни­ко­ва. Позд­нее A. Н. Се­вер­цов и его по­сле­до­ва­те­ли рас­смот­ре­ли спо­со­бы эво­лю­ци­он­ных из­ме­не­ний ор­га­нов и их функ­ций и обос­но­ва­ли кон­цеп­ции, объ­яс­няю­щие пу­ти про­грес­сив­ной эво­лю­ции; И. И. Шмаль­гау­зен раз­вил мор­фо­био­ло­гич. тео­рию эво­лю­ции; B. А. До­гель сфор­му­ли­ро­вал прин­ци­пы по­ли­ме­ри­за­ции и оли­го­ме­ри­за­ции го­мо­ло­гич­ных ор­га­нов. В. Н. Бек­ле­ми­шев раз­ра­бо­тал ос­но­вы срав­нит. ана­то­мии бес­по­зво­ноч­ных. Осн. за­да­ча совр. С. а. ж. – ус­та­нов­ле­ние мор­фо­ло­гич. за­ко­но­мер­но­стей эво­лю­ции на ос­но­ве дан­ных ана­то­мии, эм­брио­ло­гии и па­лео­нто­ло­гии.

Вернуться к началу