Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СА́АРИАХО КАЙЯ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2016 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. В. Стеклова

СА́АРИАХО (Saariaho) Кайя (р. 14.10.1952, Хельсинки), финcкий композитор. В 1976 окончила Консерваторию Хельсинки (по специальности история и теория музыки), посещала также Институт промышленных искусств и ремёсел (с 1972, специальность – графика) и Университет Хельсинки (гуманитарные дисциплины). В 1980 окончила Академию музыки имени Я. Сибелиуса (класс композиции П. Хейнинена). В годы учёбы испытала влияние музыки Д. Лигети (отчасти также Л. Ноно, О. Мессиана и Л. Берио). Тогда же сблизилась с М. Линдбергом, Э. П. Салоненом и др. молодыми композиторами Финляндии. С.  один из основателей (1977) и председатель (1979–80) общества современной музыки «Korvat auki» (фин., букв. – с открытыми ушами). После семинара Ф. Донатони в Музыкальной академии Киджи в Сиене (1979) пробовала себя в области электронной музыки. В 1980 слушатель Дармштадтских летних курсов новой музыки. В 1983 окончила Высшую школу музыки во Фрайбурге (класс композиции Б. Фернихоу и К. Хубера), где изучала постсерийные техники композиции, от которых, однако, вскоре дистанцировалась, отдав предпочтение более интуитивным методам сочинения. После стажировки в 1982 в Институте исследований и координации музыкально-акустических проблем (IRCAM) осталась в Париже, активно экспериментировала с электронной трансформацией звука, «плавающим ритмом», испытала сильное влияние спектральной музыки Ж. Гризе и Т. Мюрая. Стажировалась также в центрах компьютерной музыки при Калифорнийском университете в Сан-Диего (1988–89) и Музыкальном колледже Кунитати в Токио (1993). В 1997–98 преподавала композицию в Академии музыки имени Я. Сибелиуса.

Начиная с первых зрелых, преимущественно электроакустических и постспектральных (трактующих тембр и гармонию как единое целое, но с меньшей формальной строгостью, чем у спектралистов), работ («Ослепления» [нем. «Verblendungen»], 1984; «Световая дуга» [нем. «Lichtbogen»], 1986; «Ио», 1987; «Нимфея», 1987; радиопьеса «Натюрморт», 1988) С. стремилась к синестетическому формообразованию (т. е. исходящему, наряду с собственно музыкальным, из визуального или тактильного образа). При этом присутствующая в большинстве этих работ и действующая в реальном времени электронная составляющая (live electronics) служила расширением, своего рода инобытием акустических инструментов, из которых для С. наиболее характерны флейта и виолончель. «Двойным концертом» для этих инструментов стала  II часть оркестрового диптиха «Из кристалла… в дым» (фр. «Du cristal... à la fumée», 1990)  итоговой работы этого периода. Стилистически переходным считается близкий к конкретной музыке балет «Земля» (Хельсинки, 1991).

Со второй половины 1990-х гг. С. стала тяготеть к мелодичности, театральности жестов и драматизму, обратилась к концертному жанру в сочинениях «Грааль-театр» для скрипки с оркестром (1997), «Крыло сна» (фр. «Aile du songe») для флейты с оркестром (2001), «Заметки о свете» («Notes on light») для виолончели с оркестром (2007), «Истинное чувство человека» (фр. «D'om le vrai sens») для кларнета с оркестром (2010, на основе позднесредневекового цикла гобеленов «Дама с единорогом» из парижского Музея Клюни). В 21 в. С. много пишет для музыкального театра, всё более нагружая свои сценические работы политической и гуманистической программой. Таковы оперы «Любовь издалека» (фр. «L’amour de loin») по мотивам виды (жизнеописания) трубадура Джауфре Рюделя (Зальцбург, 2000; премия «Грэмми» в номинации «Лучшая оперная запись», 2010), «Адриана-мать» (либретто А. Маалуфа; Париж, 2006), «Только звук остаётся» (либретто по пьесам японского театра но в вольном переводе Э. Паунда; Амстердам, 2016), монодрама «Эмили» (по мотивам биографии Э. дю Шатле; Лион, 2010), оратория «Страсти Симóновы» (о жизни философа-мистика С. Вейль; Вена, 2006) (все постановки театральных сочинений осуществил П. Селларс).

Лит.: Moisala P. Kaija Saariaho. Champaign (Illinois), 2009; Kaija Saariaho: visions, narratives, dialogues. Ed. by T. Howell. Farnham, 2011.

Вернуться к началу