Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВЫШНЕГРА́ДСКИЙ ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ

Авторы: В. Л. Степанов

ВЫШНЕГРА́ДСКИЙ Иван Алек­сее­вич [20. 12.1831(1.1.1832), г. Выш­ний Во­ло­чёк Твер­ской губ. – 25.3(7.4).1895, С.-Пе­тер­бург], рос. ин­же­нер, ма­те­ма­тик, пред­при­ни­ма­тель, гос. дея­тель, д. тайн. сов. (1890), поч. чл. Пе­терб. АН (1888). Из се­мьи свя­щен­ни­ка, по­том­ст­вен­ный дво­ря­нин с 1882. Отец А. И. Выш­не­град­ско­го. Окон­чил фи­зи­ко-ма­те­ма­тич. ф-т Гл. пе­да­го­ги­че­ско­го ин-та в С.-Пе­тер­бур­ге (1851). Ма­гистр ма­те­ма­тич. на­ук (1854). В С.-Пе­тер­бур­ге пре­по­давал ма­те­ма­ти­ку во 2-м ка­дет­ском кор­пу­се (1851–54), ма­те­ма­ти­ку и при­клад­ную ме­ха­ни­ку в Ми­хай­лов­ской арт. ака­де­мии (1854–1875; с 1865 про­фес­сор); проф. ме­ха­ни­ки (1862–86) и ди­рек­тор (1875–79) Тех­но­ло­гич. ин-та. Один из соз­да­те­лей рос. шко­лы ин­же­не­ров-ма­ши­но­строи­те­лей. Ос­но­во­по­лож­ник тео­рии ав­то­ма­тич. ре­гу­ли­ро­ва­ния, сфор­му­ли­ро­вал ус­ло­вие ус­той­чи­во­сти сис­тем ре­гули­ро­ва­ния, ко­то­рое в ми­ро­вой тех­нич. лит-ре по­лу­чи­ло назв. «кри­те­рий Выш­не­град­ско­го», ока­зал силь­ное влия­ние на ра­бо­ты рос. и за­ру­беж­ных спе­циа­ли­стов в этой об­лас­ти и на прак­ти­ку ми­ро­во­го ре­гу­ля­то­ро­строе­ния.

Член Врем. арт. к-та (1859–78), ин­же­нер-ме­ха­ник Гл. арт. управ­ле­ния (1867–1878); уча­ст­во­вал в пе­ре­воо­ру­же­нии ар­мии, про­ек­ти­ро­вал круп­ные пред­при­ятия во­ен. пром-сти, ру­ко­во­дил их строи­тель­ст­вом и пе­ре­обо­ру­до­ва­ни­ем (в т. ч. Ох­тин­ско­го по­ро­хо­во­го за­во­да, ме­ха­нич. мас­тер­ских Пе­терб. ар­се­на­ла). Член Со­ве­та ми­ни­ст­ра нар. про­све­ще­ния (1884–1886), уча­ст­во­вал в раз­ра­бот­ке уни­вер­си­тет­ско­го ус­та­ва 1884. Один из тео­ре­ти­ков и ор­га­ни­за­то­ров проф.-тех­нич. об­ра­зо­ва­ния в Рос­сии, гл. раз­ра­бот­чик «Про­ек­та об­ще­го нор­маль­но­го пла­на про­мыш­лен­но­го об­ра­зо­ва­ния в Рос­сии» (1884), на ос­но­ве ко­то­ро­го в 1888 при­ня­то «Ос­нов­ное по­ло­же­ние о про­мыш­лен­ных учи­ли­щах» (дей­ст­во­ва­ло до 1917).

Од­но­вре­мен­но за­ни­мал­ся пред­при­ни­ма­тель­ст­вом, со­сто­ял чле­ном прав­ле­ния ак­цио­нер­ных об­ществ: С.-Пе­тер­бург­ских во­до­про­во­дов (с 1869), Ры­бин­ско-Бо­ло­гов­ской ж. д. (с 1874), Кие­во-Бре­ст­ской ж. д. (с 1875), Юго-За­пад­ных железных дорог (с 1878; с 1881 пред. прав­ле­ния об-­ва). К 1887 вла­дел со­стоя­ни­ем на сум­му ок. 1 млн. руб. Чл. Со­ве­та тор­гов­ли и ма­ну­фак­тур при Мин-ве фи­нан­сов (с 1872).

С нач. 1880-х гг. пуб­ли­ко­вал­ся в газ. «Мо­с­ков­ские ве­до­мо­сти», вы­сту­пал про­тив по­ли­ти­ки мин. фи­нан­сов Н. Х. Бун­ге, поль­зо­вал­ся под­держ­кой влия­тель­ных кон­сер­ва­то­ров М. Н. Кат­ко­ва и В. П. Ме­щер­ско­го. По их хо­да­тай­ст­ву пе­ред имп. Алек­сан­дром III В. на­зна­чен чл. Гос. со­ве­та (1886), а 1(13).1.1887 – уп­рав­ляю­щим Мин-вом фи­нан­сов. В 1886 пред­ста­вил им­пе­ра­то­ру за­пис­ку о пу­тях пре­одо­ле­ния фи­нан­со­во­го кри­зи­са (одоб­ре­на Алек­сан­дром III; впер­вые опубл.: «Ре­ка вре­мен», кн. 1, 1995). Мин. фи­нан­сов [1(13).1.1888 – 30.8(11.9).1892]. В управ­ле­нии Мин-вом фи­нан­сов во мно­гом сле­до­вал «на­цио­наль­ной» про­грам­ме М. Н. Кат­ко­ва. Про­во­дил по­ли­ти­ку уси­ле­ния гос. вме­ша­тель­ст­ва в эко­но­ми­ку, фор­си­ро­вал экс­порт хле­ба, ог­ра­ни­чил им­порт то­ва­ров, в 1891 до­бил­ся ут­вер­жде­ния про­тек­цио­ни­ст­ско­го та­мо­жен­но­го та­ри­фа. По ини­циа­ти­ве В. в 1889 ус­та­нов­ле­на гос. мо­но­по­лия на ж.-д. тари­фы, в Мин-ве фи­нан­сов об­ра­зо­ван Деп-т ж.-д. дел, вы­ку­п­лен в каз­ну ряд ма­ло­до­ход­ных ча­ст­ных ж.-д. ли­ний, во­зоб­нов­ле­но ка­зён­ное ж.-д. строи­тель­ст­во. В. спо­соб­ст­во­вал воз­рас­та­нию ро­ли Гос. бан­ка в эко­но­мич. по­ли­ти­ке, рас­ши­ре­нию се­ти гос. сбе­ре­га­тель­ных касс, уси­ле­нию кон­тро­ля Мин-ва фи­нан­сов за ча­ст­ны­ми кре­дит­ны­ми уч­ре­ж­де­ния­ми, ка­зён­но­му фи­нан­си­ро­ва­нию отд. от­рас­лей про­мыш­лен­но­сти. С це­лью сба­лан­си­ро­ва­ния гос. бюд­же­та В. на­стаи­вал на не­об­хо­ди­мо­сти мир­ной внеш­ней по­ли­ти­ки, умень­ше­нии рас­хо­дов на ну­ж­ды ар­мии и фло­та, пред­ла­гал на­чать пе­ре­го­во­ры с др. стра­на­ми о ра­зо­ру­же­нии или ог­ра­ни­че­нии но­вых воо­ру­же­ний. В 1888–90 осу­ще­ст­вил кон­вер­сию внеш­не­го гос. дол­га (1,7 млрд. руб.) из 5% в 4%, что при уве­ли­че­нии об­щей сум­мы дол­га со­кра­ти­ло еже­год­ные вы­пла­ты по его об­слу­жи­ва­нию. В. от­ка­зал­ся от кур­са Н. Х. Бун­ге на про­ве­де­ние соци­аль­ных пре­об­ра­зо­ва­ний: пре­кра­тил ре­фор­ми­ро­ва­ние по­дат­ной сис­те­мы и даль­ней­шее раз­ви­тие фаб­рич­но­го за­ко­но­датель­ст­ва, со­кра­тил объ­ём опе­ра­ций Кре­сть­ян­ско­го по­зе­мель­но­го бан­ка, од­но­вре­мен­но ещё бо­лее по­ни­зил льгот­ный про­цент по ссу­дам в Дво­рян­ском зе­мель­ном бан­ке. В. по­вы­сил на­ло­ги – пря­мые (гос. по­зе­мель­ный, с тор­гов­ли и про­мы­слов) и кос­вен­ные (ввёл ак­ци­зы на спич­ки и ке­ро­син, уве­ли­чил ак­ци­зы на са­хар, та­бак и спирт­ные на­пит­ки), а так­же гер­бо­вые сбо­ры; на­чал под­го­тов­ку к вве­де­нию вин­ной мо­но­по­лии (реа­ли­зо­ва­но С. Ю. Вит­те, пре­ем­ни­ком В. на по­сту мин. фи­нан­сов). В. до­бил­ся час­тич­ной ста­би­ли­за­ции фи­нан­сов, пре­одо­лел хро­нич. де­фи­цит гос. бюд­же­та, ак­ти­ви­зи­ро­вал тор­го­вый и пла­тёж­ный ба­лан­сы Рос. им­пе­рии и тем са­мым соз­дал пред­по­сыл­ки для упо­ря­до­че­ния рас­стро­ен­но­го де­неж­но­го об­ра­ще­ния. При­нял на­ме­чен­ный при Н. Х. Бун­ге план де­неж­ной ре­фор­мы (де­валь­ва­ция руб­ля и пе­ре­ход к зо­ло­то­му мо­но­ме­тал­лиз­му), для её реа­ли­за­ции на­ко­пил зна­чит. зо­ло­той за­пас. Уво­лен в от­став­ку по со­стоя­нию здо­ро­вья. На­гра­ж­дён ор­де­ном Св. Алек­сан­д­ра Нев­ско­го (1889) и др.

Соч.: Пуб­лич­ные по­пу­ляр­ные лек­ции о ма­ши­нах. СПб., 1859; Эле­мен­тар­ная ме­ха­ни­ка. СПб., 1860; Прак­ти­че­ская ме­ха­ни­ка. СПб., 1868; Курс по­строе­ния ма­шин. СПб., 1868; Курс подъ­ем­ных ма­шин: В 2 ч. СПб., 1872; О ре­гу­ля­то­рах пря­мо­го дей­ст­вия. СПб., 1877; Лек­ции о па­ро­вых ма­ши­нах. СПб., 1878; О ре­гу­ля­то­рах не­пря­мо­го дей­ст­вия. СПб., 1878; Ме­ха­ни­че­ская тео­рия те­п­ло­ты. СПб., 1880; О ре­аль­ных учи­ли­щах. СПб., [1896]; Тео­рия ав­то­ма­ти­че­ско­го ре­гу­ли­ро­ва­ния. М.; Л., 1949 (со­авт.) [Пол­ная библ. тру­дов].

Лит.: Ан­д­ро­нов А. А. И. А. Выш­не­град­ский // Лю­ди рус­ской нау­ки. М., 1965; Анань­ич Б. В., Га­не­лин Р. Ш. И. А. Выш­не­град­ский и С. Ю. Вит­те – кор­рес­пон­ден­ты «Мо­с­ков­ских ве­до­мо­стей» // Про­бле­мы об­ще­ст­вен­ной мыс­ли и эко­но­ми­че­ская по­ли­ти­ка Рос­сии XIX–XX вв. Л., 1972; Ла­зут­кин А. А. Роль же­лез­но­до­рож­ной по­ли­ти­ки в ста­би­ли­за­ции фи­нан­со­вой сис­те­мы Рос­сий­ской им­пе­рии в ми­ни­стер­ст­во И. А. Выш­не­град­ско­го (1887–1892 гг.) // Вест­ник МГУ. Сер. 8. Ис­то­рия. 1993. № 6; Сте­па­нов В. Л. И. А. Выш­не­град­ский // Оте­че­ст­вен­ная ис­то­рия. 1993. № 4; он же. Пред­по­сыл­ки де­неж­ной ре­фор­мы С. Ю. Вит­те: По­ли­ти­ка ми­ни­ст­ра фи­нан­сов И. А. Выш­не­град­ско­го (1887–1892) // Там же. 2004. № 5.

Вернуться к началу