Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СЕН-ФАЛЬ НИКИ ДЕ

Авторы: В. А. Крючкова
Фото Alessandro Bonvini Н. де Сен-Фаль (при участии Ж. Тенгели). «Сад Таро» близ города Капальбио в Тоскане. 1979–98.

СЕН-ФАЛЬ (Saint Phalle) Ни­ки де (наст. имя и фам. Катрин Мари Аньес Фаль де Сен-Фаль, Fal de Saint Phalle) (29.10.1930, Па­риж – 21.5.2002, Сан-Дие­го, США), франц. скульп­тор. До 1950 жи­ла в Нью-Йор­ке. По при­ез­де в Ев­ро­пу за­ня­лась жи­во­пи­сью и скульп­ту­рой, сбли­зив­шись с франц. груп­пой «Но­вый реа­лизм». В се­рии «Вы­стре­лы» (1960–61), па­ро­дий­ной ин­тер­пре­та­ции т. н. ин­фор­маль­но­го иск-ва (см. Та­шизм), кра­соч­ные по­тё­ки соз­да­ва­лись са­ми­ми зри­те­ля­ми, об­стре­ли­вав­ши­ми кар­тин­ную по­верх­ность с вклю­чён­ны­ми в неё па­ке­та­ми жид­кой крас­ки. В её кра­соч­ных ас­самб­ла­жах, соз­дан­ных приё­мом ком­по­нов­ки разл. «най­ден­ных объ­ек­тов» и ма­те­риа­лов, про­сту­па­ют при­чуд­ли­вые фи­гу­ры мон­ст­ров, фан­та­стич. жи­вот­ных («Кинг Конг», 1963, Му­зей совр. иск-ва, Сток­гольм). Од­на из гл. тем твор­че­ст­ва – жен­ские об­ра­зы (се­рия «На­на», с 1964). Наи­бо­лее из­вест­ные мо­ну­мен­таль­ные ра­бо­ты: «Она: со­бор» (в со­ав­тор­ст­ве с му­жем, Ж. Тен­ге­ли, и П. У. Ульт­вед­том, 1966; ны­не раз­ру­ше­на) – пус­то­те­лая 28-мет­ро­вая жен­ская фи­гу­ра, рас­про­стёр­тая на зем­ле и со­дер­жа­щая внут­ри се­бя ком­плекс по­ме­ще­ний (ки­но­зал, бар и др.), и «Фон­тан Стра­вин­ско­го» близ Нац. цен­тра иск-ва и куль­ту­ры им. Ж. Пом­пи­ду в Па­ри­же (1983, совм. с Тен­ге­ли). Вдох­но­вив­шись А. Гау­ди, со­зда­ла (при уча­стии Тен­ге­ли) близ г. Ка­паль­био в Тос­ка­не «Сад Та­ро» (1979–1998), ук­ра­шен­ный фан­та­стич. скульп­ту­ра­ми. Так­же ил­лю­ст­ри­ро­ва­ла кни­ги, оформ­ля­ла ба­лет­ные по­ста­нов­ки Р. Пе­ти, ра­бо­та­ла в ки­но.

Лит.: N. de Saint Phalle: Catalogue raisonné 1949–2000: peintures, tirs, assemblages, reliefs. Lausanne; Bern, 2001; N. de Saint Phalle et J. Tinguely: L’art et l’amour. Münch., 2007; N. de Saint Phalle / Ed. by C. Schulz-Hoff­mann. Munich.; N. Y., 2008.

Вернуться к началу