Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СЕБАСТЬЯ́НО ДЕЛЬ ПЬО́МБО

Авторы: А. Л. Близнюков
Себастьяно дель Пьомбо. Женский портрет. 1512. Галерея Уффици (Флоренция).

СЕБАСТЬЯ́НО ДЕЛЬ ПЬО́МБО (Sebas­tia­no del Piombo; наст. фам. Лу­чиа­ни, Lu­ciani) (ок. 1485, Ве­не­ция – 21.6.1547, Рим), итал. жи­во­пи­сец. Ран­нее твор­че­ст­во С. дель П. оп­ре­де­ля­ет влия­ние Джо­ван­ни Бел­ли­ни (см. Бел­ли­ни) и Джорд­жо­не («Суд Со­ло­мо­на», ок. 1505, со­б­ра­ние Банкс, Кинг­с­тон-Лей­си; ал­тар­ный об­раз «Св. Ио­анн Зла­то­уст со свя­ты­ми», 1510–11, ц. Сан-Джо­ван­ни-Кри­зо­сто­мо, Ве­не­ция, и др.). С 1511 ра­бо­тал в Ри­ме. Ис­пы­тал влия­ние Ра­фа­эля (фре­ска «По­ли­фем» на Вил­ле Фар­не­зи­на в Ри­ме, 1511–12) и в осо­бен­но­сти Ми­ке­ланд­же­ло («Смерть Адо­ни­са», 1512–14, га­ле­рея Уф­фи­ци, Фло­рен­ция), по ри­сун­ку ко­то­ро­го пред­по­ло­жи­тель­но соз­дал ал­тар­ный об­раз «Вос­кре­ше­ние Ла­за­ря» (1519, Нац. га­ле­рея, Лон­дон). По­сле смер­ти Ра­фа­эля стал круп­ней­шим жи­во­пис­цем Ри­ма; осо­бен­но це­ни­лись его порт­ре­ты (кар­ди­на­ла Фер­ри Ка­рон­до­ле, 1512, соб­ра­ние Тис­се­на-Бор­не­ми­сы, Мад­рид; А. До­риа, 1526, га­ле­рея До­риа-Пам­фи­ли, Рим; порт­ре­ты па­пы Кли­мен­та VII и др.). В наи­бо­лее удач­ных ра­бо­тах ху­дож­ни­ка за­мет­но ор­га­нич. слия­ние ко­ло­риз­ма ве­не­ци­ан­ской шко­лы и мо­ну­мен­таль­ной ма­не­ры мас­те­ров Вы­со­ко­го Воз­ро­ж­де­ния («Пьетá», 1513, Гор. му­зей, Ви­тер­бо; фре­ска «Би­че­ва­ние», 1516–24, ц. Сан-Пьет­ро-ин-Мон­то­рио, Рим). Су­ро­вый ла­ко­низм позд­них ра­бот С. дель П. пред­вос­хи­ща­ет иск-во Контр­ре­фор­ма­ции («Не­се­ние кре­ста», 1540-е гг., Му­зей изо­бра­зит. ис­кусств, Бу­да­пешт).

Лит.: Lucco M. L’opera completa di Sebas­tia­no del Piombo. Mil., 1980; Hirst M. Sebastiano del Piombo. Oxf., 1981; Sebastiano del Piom­bo. (Cat.). Mil., 2007.

Вернуться к началу