Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РО́ССИ КАРЛ ИВАНОВИЧ

Авторы: З. В. Золотницкая

РО́ССИ (Rossi) Карл Ива­но­вич (Кар­ло Ан­то­нио де) [18(29).12.1775 (по др. све­де­ни­ям, 1777), Ита­лия – 6(18).4.1849, С.-Пе­тер­бург], рос. ар­хи­тек­тор, поч. воль­ный общ­ник пе­терб. АХ (1822). Сын ве­не­ци­ан­ско­го дво­ря­ни­на А. Д. де Рос­си и итал. ба­ле­ри­ны. В 1785 при­ве­зён в С.-Пе­тер­бург ма­те­рью и от­чи­мом, тан­цов­щи­ком и ба­лет­мей­сте­ром Ш. Ле-Пи­ком. Ос­та­вал­ся под­дан­ным Не­апо­ли­тан­ско­го ко­ро­лев­ст­ва (Ко­ро­лев­ст­ва обе­их Си­ци­лий), лишь за год до смер­ти при­няв рос. гра­ж­дан­ст­во. Прак­тич. зна­ния и опыт ар­хи­тек­то­ра, ри­со­валь­щи­ка и мас­те­ра де­ко­ра­тив­но­го уб­ран­ст­ва ин­терь­е­ров Р. при­об­рёл под рук. В. Брен­ны на ра­бо­тах в Пав­лов­ске и Гат­чи­не. С 1796 Р. со­сто­ял его по­мощ­ни­ком при строи­тель­ст­ве Ин­же­нер­но­го зам­ка, в 1802–05 со­вер­шен­ст­во­вал­ся в Ита­лии и Зап. Ев­ро­пе. В 1796–1832 – в Ка­би­не­те Его Им­пе­ра­тор­ско­го Ве­ли­че­ст­ва (арх. с 1806), так­же вхо­дил в со­став К-та для строе­ний и гид­рав­лич. ра­бот, соз­дан­но­го в 1816 для ру­ко­во­дства за­строй­кой С.-Пе­тер­бур­га.

Са­мо­сто­ят. дея­тель­ность Р. на­чал в Мо­ск­ве при Крем­лёв­ской экс­пе­ди­ции: по его про­ек­там бы­ли вы­строе­ны де­рев. те­атр на Ар­бат­ской пл. (1807–08) и Ека­те­ри­нин­ская ц. в крем­лёв­ском Воз­не­сен­ском мон. (1809–17, до­строе­на арх. А. Ба­ка­рё­вым; оба не сохр.). В 1809–14 при­ко­ман­ди­ро­ван к К-ту по бла­го­ус­т­рой­ст­ву Тве­ри, где пе­ре­страи­вал и от­де­лы­вал за­но­во ин­терь­е­ры Пу­те­во­го двор­ца, со­став­лял об­раз­цо­вые и ин­ди­ви­ду­аль­ные про­ек­ты адм., тор­го­вых, куль­то­вых и ча­ст­ных по­стро­ек для Тве­ри и др. го­ро­дов Твер­ской губ.: Бе­жец­ка, Ка­ши­на, Ста­ри­цы, так­же Ры­бин­ска. Наи­бо­лее зна­чит. со­ору­же­ния­ми Р. это­го пе­рио­да ста­ли со­бо­ры в Хри­сто­ро­ж­де­ст­вен­ском жен­ском мон. в Тве­ри (1813–1820) и Спа­со-Пре­об­ра­жен­ский в Торж­ке (1811 – 1820-е гг.).

С 1816 на­чал­ся пе­тер­бург­ский, са­мый яр­кий и пло­до­твор­ный пе­ри­од твор­че­ст­ва Р.: его пер­вой круп­ной ра­бо­той ста­ла пе­ре­строй­ка лет­ней имп. ре­зи­ден­ции на Ела­ги­ном ост­ро­ве (1818–22). По­сле окон­ча­ния Оте­че­ст­вен­ной вой­ны 1812 в Рос­сии на­ча­лось гран­ди­оз­ное по раз­ма­ху строи­тель­ст­во, от­ли­чав­шее­ся пре­ж­де все­го гра­до­стро­ит. на­прав­лен­но­стью, и Р. пре­дос­та­ви­лась воз­мож­ность про­явить свои спо­соб­но­сти сме­ло­го про­ек­ти­ров­щи­ка и соз­дать еди­ные по сти­лю и не­ви­дан­ные ра­нее по мас­шта­бу па­рад­ные ан­самб­ли в сти­ле ам­пир, зна­чи­тель­но из­ме­нив­шие об­лик цен­тра С.-Пе­тер­бур­га.

К. И. Росси. Елагин дворец в Санкт-Петербурге. 1818–22. Фото Д. Г. Соболь

Ра­бо­та Р. по пла­ни­ров­ке и за­строй­ке ан­самб­ля Двор­цо­вой пло­ща­ди (1819–1829) бы­ла вы­зва­на не­об­хо­ди­мо­стью со­сре­до­то­чить во­круг цар­ской ре­зи­ден­ции – Зим­не­го двор­ца – важ­ней­шие гос. уч­ре­ж­де­ния и соз­дать тор­жеств. об­лик гл. сто­лич­ной пло­ща­ди. Лен­та зда­ний Глав­но­го шта­ба и ми­ни­стерств иностр. дел и фи­нан­сов про­тя­жён­но­стью 600 м соз­да­ла впе­чат­ляю­щее про­стран­ст­во пло­ща­ди. Со­еди­няю­щая эти зда­ния Три­ум­фаль­ная ар­ка бы­ла за­ду­ма­на как ком­по­зиц. центр, вы­во­дя­щий на гл. ось пло­ща­ди Боль­шую Мор­скую ул., иду­щую от Нев­ско­го просп. Ла­ко­нич­ные, ве­ли­че­ст­вен­ной фор­мы ар­ки ак­цен­ти­ро­ва­ны скульп­ту­рой. Как и в др. ра­бо­тах, Р. от­вёл мо­ну­мен­таль­ной пла­сти­ке боль­шую смы­сло­вую и ком­по­зиц. роль: ста­туи и рель­е­фы, вы­пол­нен­ные С. С. Пи­ме­но­вым и В. И. Де­мут-Ма­ли­нов­ским, в ал­ле­го­рич. фор­ме рас­ска­зы­ва­ют о три­ум­фе рус. ору­жия. Р. соз­дал из по­стро­ек раз­ных сти­лей еди­ный со­гла­со­ван­ный ан­самбль и дал Зим­не­му двор­цу ве­ли­ко­леп­ное об­рам­ле­ние в ви­де стро­гой клас­си­ци­стич. ду­ги; при этом он на­ме­рен­но по­вто­рил в но­вых зда­ни­ях мас­штаб, этаж­ность и го­ри­зон­таль­ные чле­не­ния ба­роч­но­го двор­ца Б. Ф. Рас­трел­ли.

Фото А. И. Нагаева К. И. Росси. Михайловский дворец (ныне Русский музей) в Санкт-Петербурге. 1819–25.

Соз­дан­ные Р. но­вые ули­цы и пло­ща­ди С.-Пе­тер­бур­га ста­но­ви­лись три­ум­фаль­но-па­рад­ны­ми ан­самб­ля­ми, под­чи­нён­ны­ми еди­но­му ху­дож. об­ра­зу. Так, со свой­ст­вен­ным ему гра­до­стро­ит. раз­ма­хом Р. пре­вра­тил ве­ли­ко­кня­же­ский Ми­хай­лов­ский дво­рец (1819–25, ны­не зда­ние Рус­ско­го му­зея) в об­шир­ный ан­самбль, вклю­чаю­щий неск. улиц и пло­ща­дей в цен­тре сто­ли­цы, – он про­дол­жил Са­до­вую ул. до Мар­со­ва по­ля, про­ло­жил за­но­во па­рал­лель­но Нев­ско­му просп. Ин­же­нер­ную ул., а на гл. оси двор­ца соз­дал Ми­хай­лов­скую ул., свя­зав­шую пло­щадь пе­ред двор­цом (ны­не пл. Ис­кусств) с Нев­ским просп. Дво­рец ре­шён по тра­диц. 3-ча­ст­ной уса­деб­ной схе­ме, а тор­же­ст­вен­ность его фа­са­дов уси­ле­на ко­ринф­ски­ми ко­лон­на­да­ми и де­ко­ра­тив­ной скульп­ту­рой.

Дру­гой при­мер – ан­самбль Алек­сан­д­рин­ско­го те­ат­ра (1828–32). Со­хра­нив­шие­ся се­рии чер­те­жей по­зво­ля­ют про­сле­дить, как со­вер­шен­ст­во­ва­лась идея Р. в хо­де соз­да­ния про­ек­та: варь­и­руя раз­ме­ры пло­ща­дей и ком­по­зи­цию зда­ний, он до­би­вал­ся оп­ти­маль­но­го ре­ше­ния в пре­де­лах от­ве­дён­ной об­шир­ной тер­ри­то­рии. В ре­зуль­та­те бы­ли соз­да­ны но­вая, рас­кры­тая к Нев­ско­му просп. пло­щадь с Алек­сан­д­рин­ским те­ат­ром (ны­не пл. Ост­ров­ско­го), об­ра­щён­ная к р. Фон­тан­ка пло­щадь у Чер­ны­шё­ва мос­та (ны­не пл. Ло­мо­но­со­ва) и со­еди­няю­щая их Те­ат­раль­ная ул. Мо­ну­мен­таль­ный объ­ём по­став­лен­но­го в цен­тре пло­ща­ди те­ат­ра пред­по­ла­га­ет кру­го­вой об­зор и по­то­му ук­ра­шен не толь­ко па­рад­ной ко­ринф­ской лод­жи­ей на гл. фа­са­де, но и круп­ны­ми 8-ко­лон­ны­ми бо­ко­вы­ми пор­ти­ка­ми. Скульп­тур­ное уб­ран­ст­во, раз­ра­бо­тан­ное Р., под­чи­не­но стро­гой ар­хи­тек­ту­ре ан­самб­ля и ис­поль­зу­ет ал­ле­го­рич. язык эпо­хи клас­си­циз­ма: зда­ние те­ат­ра ук­ра­ша­ют ко­лес­ни­ца Апол­ло­на (скульп­тор С. С. Пи­ме­нов), фи­гу­ры Муз, ле­тя­щие Сла­вы, те­ат­раль­ные мас­ки. Уни­каль­на по сво­ей ар­хи­тек­ту­ре Те­ат­раль­ная ул. (ны­не ул. Зод­че­го Рос­си): вы­ве­рен­ные про­пор­цио­наль­ные со­от­но­ше­ния дли­ны, ши­ри­ны и вы­со­ты зда­ний, гар­мо­ния стро­гих фа­са­дов соз­да­ли ред­кий по тор­же­ст­вен­ной кра­со­те клас­си­ци­стич. об­раз. По­след­ний круп­ный про­ект Р. – зда­ние Се­на­та и Си­но­да (1829–34).

Р. был бле­стя­щим про­ек­ти­ров­щи­ком двор­цо­вых ин­терь­е­ров. Стре­мясь к сти­ли­стич. един­ст­ву, он сам де­таль­но про­ра­ба­ты­вал ар­хит., жи­во­пис­ные и де­ко­ра­тив­ные эле­мен­ты ин­терь­е­ра, соз­да­вал ри­сун­ки для ме­бель­ных гар­ни­ту­ров и ос­ве­тит. при­бо­ров, ка­ми­нов, ваз и мн. др. Об­раз­ца­ми его иск-ва яв­ля­ют­ся со­хра­нив­шие­ся изы­скан­ные па­рад­ные за­лы Ела­ги­на двор­ца, Бе­ло­ко­лон­ный зал Ми­хай­лов­ско­го двор­ца, Ли­ло­вая гос­ти­ная и б-ка двор­ца в Пав­лов­ске, Во­ен­ная га­ле­рея 1812 го­да в Зим­нем двор­це. Бо­га­тое гра­фич. на­сле­дие Р. на­счи­ты­ва­ет ок. 650 чер­те­жей и ри­сун­ков. Они от­ли­ча­ют­ся бле­стя­щей и точ­ной ри­со­валь­ной ма­не­рой, осо­бой тон­ко­стью от­мыв­ки ту­шью и ак­ва­ре­лью, юве­лир­ной про­ри­сов­кой де­та­лей, бла­го­да­ря че­му Р. счи­та­ет­ся од­ним из луч­ших мас­те­ров ар­хит. гра­фи­ки.

Лит.: Гримм Г. Г. Пло­щадь Ис­кусств и пло­щадь Ост­ров­ско­го. Л.; М., 1946; К. И. Рос­си. Ка­та­лог ар­хи­тек­тур­ных чер­те­жей и про­ек­тов пред­ме­тов при­клад­но­го ис­кус­ст­ва / Под ред. Н. И. Ни­ку­ли­ной. Л., 1975; Та­ра­нов­ская М. З. К. Рос­си. Л., 1980; Шуй­ский В. К. К. Рос­си. СПб., 2001.

Вернуться к началу