Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПИЧЧИ́ННИ ПИЧЧИНИ НИККОЛО

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 306

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Н. Пиччинни. Портрет работы неизвестного художника. 1754. Парижская опера.

ПИЧЧИ́ННИ, Пич­чи­ни (Piccinni, Piccini) Ник­ко­ло (16.1.1728, Ба­ри – 7.5.1800, Па­си, ны­не в чер­те Па­ри­жа), итал. и франц. ком­по­зи­тор, ор­га­нист и пе­да­гог. Пред­ста­ви­тель не­апо­ли­тан­ской шко­лы. Из се­мьи му­зы­кан­та. С 1742 учил­ся в конс. «Сант-Оноф­рио» (Не­аполь) у Л. Лео и Ф. Ду­ран­те, по окон­ча­нии ко­то­рой в 1754 де­бю­ти­ро­вал ко­мич. опе­рой «Раз­гне­ван­ные жен­щи­ны» (Не­аполь). Был ав­то­ром мно­го­числ. опер-се­риа, в т. ч. на либр. П. Ме­та­ста­зио. Со­чи­нял так­же ко­ме­дий­ные ин­тер­ме­дии. Осо­бен­но ус­пеш­ной бы­ла пре­мье­ра опе­ры-се­риа «Алек­сандр в Ин­дии» (либр. Ме­та­ста­зио, 1758, «Ард­жен­ти­на», Рим). В 1758–1773 П., за­ни­мав­ший в Не­апо­ле скром­ные долж­но­сти вто­ро­го «маэ­ст­ро ди капел­ла» ка­фед­раль­но­го со­бо­ра и при­двор­но­го ор­га­ни­ста, был наи­бо­лее по­пу­ляр­ным итал. ком­по­зи­то­ром (по­ста­вил св. 50 опер в Не­апо­ле, Ри­ме и др. го­ро­дах), од­на­ко в даль­ней­шем не вы­дер­жал кон­ку­рен­ции со сво­им про­те­же П. Ан­фос­си. Са­мое из­вест­ное про­из­ве­де­ние П., при­нёс­шее ему ев­роп. сла­ву, – «До­б­рая доч­ка, или Чек­ки­на» (либр. К. Голь­до­ни по ро­ма­ну «Па­ме­ла, или На­гра­ж­дён­ная доб­ро­де­тель» С. Ри­чард­со­на, 1760, Рим); на­пи­са­но в рус­ле сен­ти­мен­таль­но-ли­рич. вет­ви жан­ра опе­ры-буф­фа. Опе­ры П., изо­бре­та­тель­но­го и ори­ги­наль­но­го ме­ло­дис­та, от­ли­ча­ют­ся, по оцен­ке Ч. Бёр­ни, «ог­нём и фан­та­зи­ей», мас­тер­ст­вом по­ли­фо­нии; в них при неж­ной, чув­ст­ви­тель­ной ме­ло­дии уси­ли­лась роль дра­ма­тич. дек­ла­ма­ции, воз­рос­ли удель­ный вес фи­наль­ных ан­самб­лей и об­щее дра­ма­тич. на­пря­же­ние в раз­ви­тии це­ло­го. В Ита­лии влия­ние П. ис­пы­та­ли Дж. Паи­зи­ел­ло и Д. Чи­ма­ро­за.

В 1776 П. по при­гла­ше­нию ко­ро­ле­вы Ма­рии Ан­туа­нет­ты пе­ре­ехал в Па­риж. В 1777 при­сту­пил к соз­да­нию муз. тра­ге­дии «Ро­ланд» на пе­ре­ра­бо­тан­ное Ж. Ф. Мар­мон­те­лем либ­рет­то Ф. Ки­но и тем са­мым не­воль­но всту­пил в со­пер­ни­че­ст­во с со­чи­няв­шим опе­ру на то же либ­рет­то К. В. Глю­ком. От­кры­тое пись­мо по­след­не­го в ж. «L’Année littéraire» по­ло­жи­ло на­ча­ло зна­ме­ни­той «вой­не глю­ки­стов и пич­чин­ни­стов»: про­тив­ни­ки Глю­ка стре­ми­лись про­ти­во­пос­та­вить его муз. нов­ше­ст­вам бо­лее мяг­кую и ли­ри­че­ски-пла­стич­ную ме­ло­ди­ку П. Сам П. не при­ни­мал уча­стие в по­ле­ми­ке, а пре­мье­ра его «Ро­лан­да» (1778, Па­риж­ская опе­ра) увен­ча­лась три­ум­фом. Со­рев­ну­ясь, Глюк и П. од­но­вре­мен­но ра­бо­та­ли над сю­же­том «Ифи­ге­нии в Тав­ри­де», и в ито­ге по­бе­ди­те­лем был при­знан Глюк. Ис­пы­тав влия­ние Глю­ка, П. сво­бод­но сле­до­вал его ре­фор­ма­тор­ским прин­ци­пам, но со­хра­нил собств. ин­ди­ви­ду­аль­ность (чув­ст­ви­тель­ность, ду­шев­ность, жен­ст­вен­ный ли­ризм) в муз. тра­ге­ди­ях «Атис» (1780), «Ифи­ге­ния в Тав­ри­де» (1781), «Ди­до­на» (1783), «Диа­на и Эн­ди­ми­он» (1784), «Пе­не­ло­па» (1785, все – Па­риж­ская опе­ра). Ком­по­зи­тор воз­глав­лял в Па­ри­же Итал. опер­ную труп­пу, ко­то­рая по­ста­ви­ла его луч­шие опе­ры-буф­фа. В 1784–89 проф. Ко­ро­лев­ской шко­лы пе­ния и дек­ла­ма­ции. Во вре­мя Франц. ре­во­лю­ции 18 в. жил в Не­апо­ле. Все­го им со­чи­не­но бо­лее 120 опер. С 1798 ин­спек­тор Па­риж­ской конс. Сре­ди др. про­из­ве­де­ний: ора­то­рия «Смерть Аве­ля» (на текст П. Ме­та­ста­зио, 1758), две мес­сы, Маг­ни­фи­кат, псал­мы, кан­та­ты.

Лит.: Abert H. Piccinni als Buffokomponist // Jahrbuch der Musikbibliothek Peters. 1913. Jg. 20; Della Corte A. Piccinni: Settecento ita­liano. Bari, 1928; Ры­ца­рев С. А. Из ис­то­рии ор­ке­ст­ро­вых сти­лей: Глюк и Пич­чи­ни // Про­бле­мы му­зы­каль­ной нау­ки. М., 1979. Вып. 4; Крун­тяе­ва Т. С. Италь­ян­ская ко­ми­че­ская опе­ра XVIII в. Л., 1981; Пор­фирь­е­ва А. Л. Пич­чин­ни // Му­зы­каль­ный Пе­тер­бург. XVIII век. СПб., 2000. Т. 1. Кн. 2; Ca­pone S. Piccinni e l’opera buffa: modelli e varianti di un genere alla moda. Foggia, 2002; Devries-Lesure A. N. Pic­cinni et ses fils. S. l., 2002; Ки­рил­ли­на Л. В. Ре­фор­ма­тор­ские опе­ры Глю­ка. М., 2006. См. так­же лит. при стать­ях Не­апо­ли­тан­ская шко­ла (в му­зы­ке), Опе­ра.

Вернуться к началу