Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛАТИ́НСКОЕ ПИСЬМО́

  • рубрика

    Рубрика: Языкознание

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 17. Москва, 2010, стр. 57

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Б. А. Макеев, Е. В. Фёдорова

ЛАТИ́НСКОЕ ПИСЬМО́, бу­к­вен­ное пись­мо, ко­то­рым поль­зо­ва­лись древ­ние рим­ля­не и ко­то­рое ста­ло гра­фич. ос­но­вой для пись­мен­но­сти боль­шин­ст­ва на­ро­дов Ев­ро­пы (ла­ти­ни­ца). Назв. про­ис­хо­дит от обл. Ла­ций. Лат. ал­фа­вит сло­жил­ся под влия­ни­ем ан­тич­но­го гре­че­ско­го пись­ма. Древ­ней­шие из­вест­ные лат. над­пи­си [на фи­бу­ле из г. Пре­нес­те (ны­не Па­ле­ст­ри­на), на ур­не из Це­ре и на сте­ле рим. Фо­ру­ма] да­ти­ру­ются 7–6 вв. до н. э. На­прав­ле­ние пись­ма сле­ва на­пра­во проч­но ус­та­но­ви­лось с 4 в. до н. э. Ар­хаи­че­ский лат. ал­фа­вит со­сто­ял из 21 бу­к­вы: ABCDEFHIKLMNOPQRSTVXZ. Пер­во­на­чаль­но бук­ва С, про­изо­шед­шая от греч. гам­мы, обоз­на­ча­ла звук [g]. Бу­к­ва K со вре­ме­нем по­те­ря­ла вер­ти­каль­ную чер­ту, и её фор­ма при­бли­зи­лась к на­чер­та­нию С. В ре­зуль­та­те этой транс­фор­ма­ции к 3 в. до н. э. бу­к­ва K прак­ти­че­ски вы­шла из упот­реб­ле­ния, а бу­к­ва С ста­ла обо­зна­чать как звук [g], так и звук [k]. Что­бы из­бе­жать сме­ше­ния этих зву­ков, к древ­ней С до­ба­ви­ли сни­зу вер­ти­каль­ный штрих – так по­лу­чи­лось лат. G. Бу­к­ва Z в 312 до н. э. бы­ла уп­разд­не­на, но позд­нее вновь ста­ла упот­реб­лять­ся для пе­ре­да­чи слов греч. про­ис­хо­ж­де­ния. Для этой же це­ли бы­ла вве­де­на и бу­к­ва Y. Фор­ми­ро­ва­ние клас­сич. рим. ал­фа­ви­та за­вер­ши­лось в 1 в. до н. э. В нём бук­ва I слу­жи­ла для обо­зна­че­ния как зву­ка [i], так и [j]. Бу­к­ва V обоз­на­ча­ла как [v], так и [u]. С 4 в. для этой це­ли ста­ла ис­поль­зо­вать­ся пре­им. U. Осо­бый знак для [j] – J – ут­вер­дил­ся лишь в 16 в.; в это же вре­мя за V за­кре­пи­лось обоз­на­че­ние зву­ка [v], а за U – [u].

Образец монументального письма. Надпись на цоколе колонны Траяна в Риме. Ок. 114 н. э.

Наи­бо­лее зна­чи­мые па­мят­ни­ки ан­тич­но­го пе­рио­да – над­пи­си на твёр­дом ма­те­риа­ле. Ан­тич­ное эпи­гра­фич. пись­мо бы­ло маю­скуль­ным, т. е. со­стоя­ло толь­ко из про­пис­ных букв (см. Маю­скул). Его кал­ли­гра­фич. вер­ши­на – т. н. мо­ну­мен­таль­ное (квад­рат­ное) рим. пись­мо. Ру­ко­пис­ное пись­мо сна­ча­ла сле­до­ва­ло сти­лям, сло­жив­шим­ся в над­пи­сях на кам­не и ме­тал­ле. Мо­ну­мен­таль­но­му со­от­вет­ст­во­ва­ло столь же кра­си­вое пись­мо на пергамене и па­пи­ру­се (1–4 вв. н. э.) – ка­пи­таль­ное квад­рат­ное. Су­ще­ст­во­вал так­же его нес­коль­ко уп­ро­щён­ный ва­ри­ант – ка­пи­таль­ное рус­тич­ное (про­стое) пись­мо. Зна­ки пре­пи­на­ния в ру­ко­пи­сях ан­тич­ной эпо­хи прак­ти­чес­ки от­сут­ст­ву­ют. Пись­мо это­го пе­рио­да – сплош­ное, лишь ино­гда в рус­тич­ном пись­ме сло­ва от­де­ле­ны друг от дру­га точ­ка­ми, рас­по­ло­жен­ны­ми по­се­ре­ди­не стро­ки.

Хро­но­ло­ги­че­ски сле­дую­щий тип Л. п. – ун­ци­ал (со­хра­нив­шие­ся па­мят­ни­ки от­но­сят­ся к 4–8 вв.). Од­но­вре­мен­но с ун­циа­лом поя­вил­ся его ми­ну­скуль­ный (со­стоя­щий из строч­ных букв; см. Ми­ну­скул) ва­ри­ант – по­лу­ун­ци­ал.

Фибула с надписью «Маний меня сделал для Нумазия». Погребение 6 в. до н. э. в Пренесте (ныне Палестрина) (по Е. В. Фёдоровой).

Уже в рим. эпо­ху обо­зна­чи­лось де­ле­ние Л. п. на книж­ное (ру­ко­пис­ных книг), де­ло­вое (до­ку­мен­тов) и обыч­ное (бы­то­вое). В ка­че­ст­ве книж­но­го в этот пе­ри­од ис­поль­зо­ва­лись ка­пи­таль­ное пись­мо, ун­ци­ал и по­лу­ун­ци­ал. Де­ло­вое пись­мо, а так­же обыч­ное бы­ли, как пра­ви­ло, кур­сив­ны­ми (их от­ли­ча­ли лёг­кий на­клон букв, бег­лость и связ­ность в их на­пи­са­нии). Хро­но­ло­ги­че­ски вы­де­ля­ют­ся ста­рый рим. кур­сив (1–3 вв. н. э.) – труд­но­чи­тае­мое маю­скуль­ное пись­мо на вос­ко­вых таб­лич­ках – и но­вый рим. кур­сив (3–6 вв.) – бег­лое, но го­раз­до лег­че чи­тае­мое пись­мо ми­ну­скуль­но­го ти­па на па­пи­ру­се [бу­к­вы вы­пи­са­ны очень слит­но, час­то об­ра­зу­ют ли­га­ту­ры (эле­мен­ты од­ной бу­к­вы ста­но­вят­ся ча­стью дру­гой)].

Антиква.

По­сле рас­па­да Рим. им­пе­рии в раз­ных час­тях Ев­ро­пы сло­жи­лись свои, ме­ст­ные ти­пы Л. п. При всём раз­но­об­ра­зии в них про­сле­жи­ва­ет­ся пре­ем­ст­вен­ность от по­лу­ун­циа­ла и но­во­го рим. кур­си­ва. Маю­скул поч­ти пол­но­стью вы­тес­ня­ет­ся ми­ну­ску­лом, ун­ци­аль­ные и ка­пи­таль­ные фор­мы со­хра­ня­ют­ся гл. обр. для за­гла­вий. Осн. тен­ден­ция это­го пе­рио­да (5–8 вв.) за­клю­ча­лась в вы­ра­бот­ке та­ко­го сти­ля, в ко­то­ром со­еди­ни­лись бы чёт­кость форм и бег­лость на­пи­са­ния. К кон. 8 в. эти по­ис­ки при­ве­ли к по­яв­ле­нию, сна­ча­ла во Фран­ции, а за­тем и в др. ка­то­лич. стра­нах, еди­но­го ти­па пись­ма – ка­ро­линг­ско­го ми­ну­ску­ла. Де­ло­вое пись­мо это­го пе­рио­да ма­ло от­ли­ча­лось от книж­но­го. В кон. 11 в. сфор­ми­ро­ва­лось и по­лу­чи­ло ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние в Зап. Ев­ро­пе го­ти­че­ское пись­мо. Де­ло­вое пись­мо вновь от­де­ли­лось от книж­но­го, в кан­це­ля­ри­ях стал ис­поль­зо­вать­ся го­ти­че­ский кур­сив, от­ли­чав­ший­ся от книж­ной го­ти­ки не толь­ко на­кло­ном и связ­но­стью, но и бо́льшим чис­лом со­кра­ще­ний. В 15 в. на сме­ну го­ти­че­ско­му при­шло гу­ма­ни­сти­че­ское пись­мо. В гра­фич. от­но­ше­нии оно пред­став­ля­ет со­бой усо­вер­шен­ст­во­ван­ный ка­ро­линг­ский ми­ну­скул. Соз­да­те­ли это­го пись­ма да­ли ему назв. ан­тик­ва, т. к. при­ня­ли кра­си­во ис­пол­нен­ные ко­дек­сы 9–10 вв., най­ден­ные в од­ном из мо­на­сты­рей Ита­лии, за ан­тич­ные под­лин­ни­ки. В про­цес­се пе­ре­пис­ки ко­дек­сов они уд­ли­ни­ли ось бу­к­вы t и по­ста­ви­ли точ­ку над i, от­ка­за­лись от мно­же­ст­ва со­кра­ще­ний. В 15 в. поя­вил­ся и гу­ма­ни­сти­че­ский кур­сив, ко­то­рый по чёт­ко­сти не ус­ту­пал ан­тик­ве и ис­поль­зо­вал­ся не толь­ко как де­ло­вое (кан­це­ляр­ское) пись­мо, но и для на­пи­са­ния книг. Впо­след­ст­вии, вплоть до на­ше­го вре­ме­ни, гра­фи­ка гу­ма­ни­сти­че­ско­го пись­ма пре­тер­пе­ла не­зна­чит. из­ме­не­ния, и совр. обыч­ное пись­мо на ос­но­ве лат. ал­фа­ви­та яв­ля­ет­ся пре­ем­ни­ком гу­ма­ни­сти­че­ско­го кур­си­ва. Од­но­вре­мен­но с раз­ви­ти­ем Л. п. шёл про­цесс при­спо­соб­ле­ния его к фо­не­тич. сис­те­мам язы­ков мн. ев­роп. на­ро­дов. Оно осу­ще­ст­в­ля­лось гл. обр. за счёт вве­де­ния ди­ак­ри­ти­че­ских зна­ков и ис­поль­зо­ва­ния со­че­та­ний из не­сколь­ких букв для обо­зна­че­ния од­но­го зву­ка (напр., англ. sh, нем. sch и др.); в не­ко­то­рых язы­ках поя­ви­лась но­вая бу­к­ва – w.

Совр. лат. ал­фа­вит име­ет 2 ти­по­гра­фич. ви­да – ла­ти­ни­цу и ме­нее рас­про­стра­нён­ный (гл. обр. в Гер­ма­нии) го­ти­че­ский шрифт.

Лит.: Люб­лин­ская А. Д. Ла­тин­ская па­лео­гра­фия. М., 1969; Фе­до­ро­ва Е. В. Вве­де­ние в ла­тин­скую эпи­гра­фи­ку. М., 1982; Ан­то­нец Е. В. Вве­де­ние в рим­скую па­лео­гра­фию. М., 2009.

Вернуться к началу