Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЕ́ВЗНЕР АНТУАН

Авторы: В. А. Крючкова

ПЕ́ВЗНЕР (Pevsner) Ан­ту­ан [наст. имя Ан­тон (Но­та, На­тан) Аб­ра­мо­вич (Бо­ри­со­вич, Бер­ко­вич)] [18(30).1.1884 (по др. дан­ным, 1886), Кли­мо­ви­чи Мо­ги­лёв­ской губ. – 12.4.1962, Па­риж], рос. и франц. жи­во­пи­сец и скульп­тор. Брат Н. Га­бо. Учил­ся в Ки­ев­ском ху­дож. уч-ще (1902–1909), где по­зна­ко­мил­ся с А. Ар­хи­пен­ко; в кон. 1909 не­дол­го обу­чал­ся в пе­терб. АХ. Ран­ние жи­во­пис­ные ра­бо­ты («Ги­гант», 1907, ча­ст­ное со­б­ра­ние) сви­де­тель­ст­ву­ют о влия­нии рус. сим­во­лиз­ма и ви­зант. иск-ва. В 1909–11 жил в Брян­ске, в кон. 1911–12 и 1913–14 по­бы­вал в Мюн­хе­не и Па­ри­же, где по­зна­ко­мил­ся с но­вей­ши­ми на­прав­ле­ния­ми иск-ва (влия­ние ку­биз­ма ощу­ти­мо в на­тюр­мор­тах П. это­го пе­рио­да). В 1914 жил в Брян­ске и Мо­ск­ве, в 1915 вме­сте с брать­я­ми Алек­се­ем и Нау­мом уе­хал в Кри­стиа­нию (ны­не Ос­ло). В мар­те 1917 вер­нул­ся в Рос­сию вме­сте с бра­том Нау­мом. Пре­по­да­вал во Вху­те­ма­се (1918–20?). В 1920 совм. с Г. Г. Клу­ци­сом и бра­том ор­га­ни­зо­вал од­но­днев­ную вы­став­ку в Мо­ск­ве и опуб­ли­ко­вал (в ви­де афи­ши) «Реа­ли­сти­че­ский ма­ни­фест», в ко­то­ром бы­ли из­ло­же­ны по­зи­ции кон­ст­рук­ти­виз­ма.

В 1910-х – нач. 1920-х гг. П. пи­сал аб­ст­ракт­ные и фи­гу­ра­тив­ные кар­ти­ны («Порт­рет. Кар­на­вал», 1917, ГТГ; «Ком­по­зи­ция», ок. 1923, Нац. му­зей совр. иск-ва, Па­риж; «Аб­ст­ракт­ные фор­мы», ок. 1922–23, Му­зей совр. иск-ва, Нью-Йорк). В янв. 1923 эмиг­ри­ро­вал в Бер­лин, с окт. 1923 жил в Па­ри­же (в 1930 по­лу­чил франц. гра­ж­дан­ст­во). С 1923 П. пе­ре­хо­дит к кон­ст­рук­ци­ям из про­зрач­ных пла­ст­масс и ме­тал­ла [«Торс», «Ба­ре­ль­еф» (обе – 1924, Му­зей совр. иск-ва, Нью-Йорк), порт­рет М. Дю­ша­на (1926, му­зей Йель­ско­го ун-та, Нью-Хей­вен), «Кон­ст­рук­ция в про­стран­ст­ве» («Про­ект фон­та­на», 1929, Ху­дож. му­зей, Ба­зель)]. Пе­ре­се­че­ния про­зрач­ных по­верх­но­стей и тон­ких ме­тал­лич. ли­ний соз­да­ют вы­ра­зит. иг­ру форм, плы­ву­щих в из­мен­чи­вых пер­спек­ти­вах. В 1927 совм. с Га­бо офор­мил в кон­ст­рук­ти­ви­ст­ском сти­ле ба­лет «Кош­ка» А. Со­ге для Рус­ско­го ба­ле­та Дя­ги­ле­ва. Один из ос­но­ва­те­лей объ­едине­ния ху­дож­ни­ков-аб­ст­рак­цио­ни­стов «Круг и квад­рат» (1929); в 1931 всту­пил в ху­дож. ас­со­циа­цию «Аб­ст­рак­ция-Твор­че­ст­во».

А. Певзнер. «Колонна мира». Бронза. 1954. Музей Хиршхорн Смитсоновского института (Вашингтон).

В ра­бо­тах П. 1930–50-х гг. пре­об­ла­да­ют ме­тал­лич. кон­ст­рук­ции, слож­но раз­вёр­ну­тые в про­стран­ст­ве («Раз­вёр­ты­ваю­щая­ся по­верх­ность», 1938, фонд П. Гуг­ген­хейм, Ве­не­ция; «Рас­кры­ваю­щий­ся обе­лиск По­бе­ды», 1946, Кунст­хаус, Цю­рих; про­ект мо­ну­мен­та «Не­из­вест­но­му по­ли­ти­че­ско­му за­клю­чён­но­му», 1952–53, га­ле­рея Тейт, Лон­дон). Ус­та­нов­ка не­ко­то­рых из них на вра­щаю­щих­ся дис­ках уси­ли­ва­ет ди­на­мич. эф­фект (см. Ки­не­ти­че­ское ис­кус­ст­во). Мо­ну­мен­таль­ные ра­бо­ты П. ор­га­нич­но со­че­та­ют­ся с фор­ма­ми совр. ар­хи­тек­ту­ры: скульп­ту­ра «Ди­на­ми­че­ская про­ек­ция под уг­лом в 30°» (1950–51) в уни­вер­си­тет­ском го­род­ке в Ка­ра­ка­се; ис­пол­нен­ная по за­казу арх. Эро Саа­ри­не­на скульп­ту­ра «Раз­вёр­ты­ваю­щая­ся ко­лон­на По­бе­ды: "Взле­таю­щая пти­ца"» пе­ред зда­ни­ем тех­нич. цен­тра ком­па­нии «General Motors» в г. Уор­рен (штат Ми­чи­ган, 1955).

Лит.: Massat R. A. Pevsner et le constructi­visme. P., 1956; Peissi P., Giedion-Welcker C. A. Pevsner. Neu­châtel, 1961; Pevsner au Musée national d’art moderne: les écrits de Pevsner. P., 1964; Pev­sner Al. A biographical sketch of my brothers N. Gabo and A. Pevsner. Amst., 1964; Lodder C. Russian constructivism. New Haven, 1983; Певз­нер Ал. До­ро­га по обо­чи­не… М., 1992; Pevsner. Villeurbanne, 1995.

Вернуться к началу