Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

«ОПЕРА́-КОМИ́К»

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 24. Москва, 2014, стр. 231

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




«Опера-Комик». Деталь интерьера. Архитектор Л. Бернье. 1898. Фото В. М. Паппе

«ОПЕРА́-КОМИ́К» (офиц. на­зва­ние – На­цио­наль­ный те­атр ко­ми­че­ской опе­ры, Théâtre natio­nal de l’Opéra-Comique), муз. те­атр в Па­ри­же. Ос­но­ван в 1714 как врем. те­атр на яр­мар­ке Сен-Жер­мен, в 1745 был за­крыт. Вновь от­крыт в 1752, в 1762 слит с те­ат­ром «Ко­ме­ди Италь­ен», с 1783 ра­бо­тал под назв. «Фа­вар» («Favart»; по на­име­но­ва­нию зда­ния, в ко­то­ром рас­по­ло­жил­ся). В 1801, объ­е­ди­нив­шись с те­ат­ром «Фе­до», по­лу­чил назв. «О.-К.». С 1806 го­су­дар­ст­вен­ный. Совр. зда­ние в рус­ле эк­лек­тиз­ма (т. н. Зал Фа­вар; 1893–98, арх. Л. Бер­нье; зал на 1255 мест). В 1971 те­атр за­крыт, во­зоб­нов­лён как мо­ло­дёж­ная Опер­ная сту­дия (1974–1978). С 1978 функ­цио­ни­ро­вал в ка­че­ст­ве под­раз­де­ле­ния Па­риж­ской опе­ры, в 1990 вновь стал са­мо­стоя­тель­ным.

Пер­во­на­чаль­но здесь шли яр­ма­роч­ные ко­ме­дии, фар­сы, во­де­ви­ли, разл. пье­сы с му­зы­кой, за­тем мно­го­числ. со­чи­не­ния в жан­ре опе­ра-ко­мик, с кон. 18 в. – так­же в жан­ре «опе­ры спа­се­ния». В 19 в. те­атр стал круп­ным цен­тром нац. опер­но­го иск-ва, ре­пер­ту­ар по­сте­пен­но вы­шел да­ле­ко за рам­ки ко­мич. опе­ры. Со­бы­ти­ем в ис­то­рии те­ат­ра яви­лась 1-я по­ста­нов­ка опе­ры Ж. Би­зе «Кар­мен» (1875). В «О.-К.» об­ре­ли сце­нич. жизнь мн. зна­ме­ни­тые про­из­ве­де­ния в жан­ре ли­ри­че­ской опе­ры – «Минь­он» А. То­ма (1866), «Лак­ме» Л. Де­ли­ба (1883), «Ма­нон» Ж. Масс­не (1884), «Луи­за» Г. Шар­пан­тье (1900), тра­ги­ко­мич. опе­ра «Сказ­ки Гоф­ма­на» Ж. Оф­фен­ба­ха (1881); в 1902 по­став­ле­на опе­ра К. Де­бюс­си «Пел­ле­ас и Ме­ли­зан­да», обо­зна­чив­шая но­вый этап в ис­то­рии франц. опе­ры. С нач. 20 в. в те­ат­ре ста­ли осу­ще­ст­в­лять­ся ба­лет­ные по­ста­нов­ки. В 20 в., на­ря­ду с про­из­ве­де­ния­ми франц. ком­по­зи­то­ров (П. Дю­ка, М. Ра­вель, Г. Фо­ре, Д. Мийо, Ж. Ибер, А. Рус­сель), ста­ли ста­вить­ся опе­ры нем. (Р. Штра­ус) и итал. (Дж. Пуч­чи­ни, П. Мас­ка­ньи) ком­по­зи­то­ров. По­сле 2-й ми­ро­вой вой­ны те­атр по­ка­зал, на­ря­ду с зап.-ев­роп. клас­си­кой, опе­ры «По­хож­де­ния по­ве­сы» И. Ф. Стра­вин­ско­го (1953), «Че­ло­ве­че­ский го­лос» Ф. Пу­лен­ка (1959), «За­мок гер­цо­га Си­няя Бо­ро­да» Б. Бар­то­ка (1959), «Ог­нен­ный ан­гел» С. С. Про­кофь­е­ва (1964), «Ка­тя Ка­ба­но­ва» Л. Яна­че­ка (1967), «По­ру­га­ние Лук­ре­ции» Б. Брит­те­на (1971) и др. По­сле 1990 ре­пер­ту­ар вклю­ча­ет со­чи­не­ния ком­по­зи­то­ров эпо­хи ба­рок­ко и 20–21 вв., дра­ма­тич. спек­так­ли.

Лит.: Wolff S. Un demi-siècle d’opéra-comique (1900–1950). [P., 1953]; Legrand R., Wild N. Regards sur l’opéra-comique: trois siècles de vie théâtrale. P., 2002; Wild N., Charlton D. Théâtre de l’Opéra-Comique. Paris: répertoire 1762–1972. Sprimont, 2005; Saint Pulgent M. de. L’Opéra-comique: le gavroche de la musique. P., 2010.

Вернуться к началу