Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОНУ́ФРИЙ КЕРЖЕНЕ́ЦКИЙ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 24. Москва, 2014, стр. 215

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Морохин, С. В. Сироткин

ОНУ́ФРИЙ КЕРЖЕНЕ́ЦКИЙ (Ануф­рий; по не­ко­то­рым дан­ным, имел про­зви­ще Орёл) (? – воз­мож­но, 1729), дея­тель ста­ро­об­ряд­че­ст­ва (по­по­вец), ос­но­ва­тель ануф­рие­ва со­гла­сия. По пре­да­нию, был мо­на­хом Со­ло­вец­ко­го мо­на­сты­ря, от­ку­да по­сле по­дав­ле­ния цар­ски­ми вой­ска­ми Со­ло­вец­ко­го вос­ста­ния 1667–76 бе­жал в Ни­же­го­род­ское За­вол­жье в Кер­жен­ские ски­ты ста­ро­об­ряд­че­ские. Воз­гла­вил Шар­пан­ский скит (воз­ле дер. Ма­лое Зи­новь­е­во), а так­же скит, на­зван­ный по его име­ни – Онуф­ри­ев­ский (вбли­зи дер. Хво­сти­ко­во Кер­жен­ской вол. Ба­лах­нин­ско­го у.; точ­ное рас­по­ло­же­ние ски­та не­из­вест­но, воз­мож­но, под ним под­ра­зу­ме­вал­ся Ар­сень­ев­ский скит, ос­тат­ки ко­торо­го со­хра­ни­лись за р. Глин­ка по на­прав­ле­нию от г. Се­мё­нов к дер. Тру­но­во).

В хо­де раз­вер­нув­ших­ся на Кер­жен­це в кон. 17 – нач. 18 вв. спо­ров во­круг т. н. дог­ма­тич. пи­сем про­то­по­па Ав­ва­ку­ма О. К. вы­сту­пал как рев­но­ст­ный сто­рон­ник про­то­по­па, пись­ма ко­то­ро­го по­чи­тал «па­че Еван­ге­лия» и рас­про­стра­нял на Кер­жен­це. Од­на­ко, по не­ко­то­рым дан­ным, О. К. не раз­де­лял уче­ние Ав­ва­ку­ма о са­мо­со­жже­нии. Др. ста­ро­об­ряд­цы-по­пов­цы во гла­ве с Со­фон­ти­ем стре­ми­лись убе­дить О. К. и его сто­рон­ни­ков в не­пра­во­те пи­сем Ав­ва­ку­ма, для че­го на Кер­жен­це ими бы­ло со­зва­но неск. со­бо­ров. О. К. вы­ну­ж­ден был от­речь­ся от сво­их взгля­дов, но сде­лал это лишь фор­маль­но: 28.11(9.12).1708 он под­пи­сал до­ку­мент, в ко­то­ром сви­де­тель­ст­во­вал, что «на Бо­га по­ла­га­ет» пись­ма Ав­ва­ку­ма. Гл. ито­гом этих спо­ров ста­ло раз­де­ле­ние ни­же­го­род­ских по­пов­цев на 2 осн. те­че­ния – со­фон­тие­во и ануф­рие­во. В 1720, по офиц. све­де­ни­ям Рас­коль­ни­че­ской кон­то­ры, чис­лен­ность по­сле­до­ва­те­лей О. К. на Кер­жен­це до­хо­ди­ла до 500 че­ло­век. Это­му спо­соб­ст­во­ва­ла энер­гич­ная дея­тель­ность О. К., со­сре­до­то­чив­ше­го в сво­их ру­ках по­жерт­во­ва­ния, по­сту­пав­шие на Кер­же­нец.

Ок. 1719, скры­ва­ясь от ро­зы­ска, О. К. ушёл из Кер­жен­ских ски­тов и по­се­лил­ся на Зим­нем бе­ре­гу Бе­ло­го м. (в лит-ре при­во­дят­ся не­вер­ные све­де­ния о смер­ти О. К. – ок. 1715–16). С 1721 к не­му ста­ли при­бы­вать его уче­ни­ки и ос­но­вы­вать мно­го­числ. ке­льи. Круп­ней­шей ста­ро­об­рядч. пус­ты­нью на Зим­нем бе­ре­гу стал Онуф­ри­ев скит, в ко­то­ром пре­об­ла­да­ли сто­рон­ни­ки О. К. [по 1-й ре­ви­зии (1720-е гг.), в ски­ту чис­ли­лось 8 муж­чин, по 2-й ре­ви­зии (1744) – 216 душ «обое­го по­ла»]. Пе­ре­се­ле­ние по­сле­до­ва­те­лей ануф­ри­ев­щи­ны на Зим­ний бе­рег про­ис­хо­ди­ло, воз­мож­но, не толь­ко из-за жес­то­ких дей­ст­вий вла­стей, но и в ре­зуль­та­те про­ти­во­стоя­ния О. К. и его сто­рон­ни­ков ос­таль­ной мас­се кер­жен­ских ста­ро­об­ряд­цев.

Лит.: Еси­пов ГВ. Рас­коль­ни­чьи де­ла XVIII сто­ле­тия. СПб., 1863. Т. 2; Шаш­ков АТ. По­ше­хон­ский дво­ря­нин-ста­ро­вер Ф. Я. Ток­ма­чев и спо­ры кон­ца XVII в. во­круг ере­ти­че­ских пи­сем про­то­по­па Ав­ва­ку­ма // Ис­точ­ни­ки по ис­то­рии об­ще­ст­вен­но­го соз­на­ния и ли­те­ра­ту­ры пе­рио­да фео­да­лиз­ма. Но­во­сиб., 1991; Си­рот­кин СВ. Ста­ро­об­ряд­че­ские ски­ты «что на Зим­них го­рах Бе­ло­го мо­ря» в 30–40-е гг. XVIII в. // Ста­ро­об­ряд­че­ст­во: Ис­то­рия, куль­ту­ра, со­вре­мен­ность. М., 2007.

Вернуться к началу