Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОМЕЙЯ́ДОВ МЕЧЕ́ТЬ

Авторы: Т. Х. Стародуб
Большая мечеть Омейядов в Дамаске. Мозаики молитвенного зала (фрагмент). Фото В. М. Паппе

ОМЕЙЯ́ДОВ МЕЧЕ́ТЬ (Боль­шая ме­четь Омей­я­дов) в Да­ма­ске, од­но из пер­вых в ис­лам­ской ар­хи­тек­ту­ре и наи­бо­лее по­чи­тае­мых му­суль­ма­на­ми мо­лит­вен­ных зда­ний; па­мят­ник ар­хи­тек­ту­ры. Ос­но­ва­на ха­ли­фом аль-Ва­ли­дом в 706–715 как гос. ме­четь Омей­я­дов на древ­нем свя­щен­ном уча­ст­ке в цен­тре го­ро­да. Бу­ду­чи са­мым ран­ним при­ме­ром ор­га­нич­но­го пре­об­ра­зо­ва­ния ран­не­ви­зант. хри­сти­ан­ской ба­зи­ли­ки в ко­лон­ную ме­четь, О. м. со­хра­ня­ет чер­ты древ­не­го строи­тель­но­го иск-ва Си­рии и ут­вер­жда­ет прин­ци­пы соб­ст­вен­но ис­лам­ско­го куль­то­во­го зод­че­ст­ва. О. м. от­час­ти унас­ле­до­ва­ла пла­ни­ро­воч­ные идеи, ма­те­риа­лы и фраг­мен­ты пред­ше­ст­вую­щих куль­то­вых со­ору­же­ний: пред­по­ла­гае­мо­го хра­ма ара­мей­ско­го бо­га Ха­да­да (9 в. до н. э.), ан­тич­но­го свя­ти­ли­ща сир. бо­га Юпи­те­ра Да­мас­ско­го (1 в. н. э.; уг­ло­вые ка­мен­ные баш­ни в 8 в. по­слу­жи­ли ос­но­ва­ния­ми че­ты­рёх не­со­хра­нив­ших­ся ми­на­ре­тов) и ц. Св. Ио­ан­на Кре­сти­те­ля (кон. 4 в., за­но­во воз­ве­де­на ок. 629; по­сле 635 вост. часть дво­ра до по­строй­ки О. м. бы­ла при­спо­соб­ле­на под мо­лель­ню му­суль­ман).

Большая мечеть Омейядов в Дамаске. Вид двора с фасадом молитвенного зала и сокровищницей на первом плане. Фото В. М. Паппе

О. м. воз­ве­де­на внут­ри вы­тяну­то­го по оси вос­ток–за­пад пря­мо­уголь­ни­ка древ­них ка­мен­ных стен (157,7 × 100 м) с ис­поль­зо­ва­ни­ем ар­хит. эле­мен­тов и ма­те­риа­лов сне­сён­ной церк­ви. Вклю­ча­ет об­шир­ный двор, об­ве­дён­ный с за­па­да, се­ве­ра и вос­то­ка га­ле­рея­ми на 2-ярус­ных ар­ка­дах на стол­бах и ко­лон­нах. Юж. сто­ро­ну дво­ра за­ни­ма­ет ко­лон­ный мо­лит­вен­ный зал – «ха­рам» (136 × 37 м), от­кры­тый во двор про­лё­та­ми сев. ар­кад (за­кры­ты по­сле по­жа­ра 1893 де­рев. две­ря­ми с вит­раж­ны­ми ароч­ны­ми ок­на­ми). Ин­терь­ер за­ла раз­де­лён дву­мя 2-ярус­ны­ми ар­ка­да­ми (ан­тич­ные мра­мор­ные ко­лон­ны с ко­ринф­ски­ми ка­пи­те­ля­ми) на 3 оди­на­ко­вой вы­со­ты про­доль­ных не­фа, иду­щих в на­прав­ле­нии за­пад–вос­ток и пе­ре­се­чён­ных в цен­тре ши­ро­ким и вы­со­ким тран­сеп­том, пе­ре­кры­тым, как и ка­ж­дый неф, дву­скат­ной кры­шей на стро­пи­лах, с ба­лоч­ным по­тол­ком. На сре­до­кре­стии – ку­пол (из­на­чаль­но двой­ной де­ре­вян­ный, ны­не ка­мен­ный) на 8-гран­ном ба­ра­ба­не. В свя­щен­ной (об­ра­щён­ной к Мек­ке) юж. стене за­ла – 4 мих­ра­ба (Боль­шой, на центр. оси, уве­ли­чен в 13 в., вос­ста­нов­лен по­сле 1893; Спод­виж­ни­ков Про­рока – вос­точ­ный, са­мый ран­ний, ря­дом с ко­то­рым пред­по­ло­жи­тель­но впер­вые в ис­ла­ме бы­ла со­ору­же­на для пер­во­го омей­яд­ско­го ха­ли­фа Муа­вии ибн Аби Суфьяна за­щит­ная ог­ра­да – мак­су­ра; Ха­ни­фит­ский – к за­па­ду от мин­ба­ра, и со­вре­мен­ный). В струк­ту­ру О. м. впер­вые бы­ли вклю­че­ны ха­рак­тер­ные для ср.-век. Боль­ших ме­че­тей маш­хад – по­чи­тае­мая усы­паль­ни­ца (здесь: ра­ка с гла­вой про­ро­ка и пра­вед­ни­ка Яхйи, ото­жде­ст­в­ляе­мо­го с Ио­ан­ном Кре­сти­те­лем; в вост. час­ти мо­лит­вен­но­го за­ла; см. илл. к ст. Ис­лам), Дом иму­ще­ст­ва (сокровищница: ку­поль­ный вось­ми­гран­ник на 8 ко­лон­нах; в зап. час­ти дво­ра), са­биль – об­ществ. ис­точ­ник (в цен­тре дво­ра, на гл. оси). Тран­септ с от­кры­тым во двор па­рад­ным фа­са­дом в ви­де де­ко­ра­тив­ной 2-ярус­ной 3-про­лёт­ной ар­ки с тре­уголь­ным фрон­то­ном оп­ре­де­лил са­краль­ную ось зда­ния – от вхо­да в цен­тре сев. сте­ны с ми­на­ре­том (ос­но­ван в 8 в.; кон. 12 в.) к Боль­шо­му мих­ра­бу; два др. ми­на­ре­та – про­ро­ка Исы (1339–40; у вост. во­рот) и аль-Гар­бия (За­пад­ный, 1488; на юго-зап. уг­лу). В де­ко­ре О. м. ис­поль­зо­ва­ны на­бор­ные цвет­ные об­ли­цов­ки стен и стол­бов и рез­ные ажур­ные окон­ные ре­шёт­ки из мра­мо­ра, вит­ра­жи, ор­на­мен­таль­ные рос­пи­си, смаль­то­вые мо­заи­ки [под­лин­ные – «ар­хи­тек­тур­ные пей­за­жи» в Зап. га­ле­рее дво­ра, вы­пол­нен­ные кон­стан­ти­но­поль­ски­ми и сир. мас­те­ра­ми в 707–711 (см. илл. к ст. Ви­зан­тия); ос­таль­ные вос­ста­нов­ле­ны в 1960–70-х гг.]. Тех­нич. и ху­дож. приё­мы и мо­ти­вы ан­тич­но­го, ран­не­ви­зант., иран. са­са­нид­ско­го иск-ва ис­поль­зо­ва­лись в це­лях соз­да­ния ком­по­зи­ций, от­ве­чаю­щих за­да­чам гл. куль­то­во­го зда­ния му­суль­ман. О. м. рес­тав­ри­ро­ва­лась в 1960–70-е гг. и позд­нее. В чис­ле древ­них па­мят­ни­ков Да­ма­ска О. м. вклю­че­на в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия.

Лит.: Grafman R., Rosen-Ayalon M. The two Great Syrian Umayyad mosques: Jerusalem and Damascus // Muqarnas. New Haven, 1999. Vol. 16; Flood FB. The Great mosque of Damascus: studies on the makings of an Umayyad visual culture. Leiden a. o., 2000; Ста­ро­дуб-Ени­кее­ва ТХ. Боль­шая ме­четь Омей­я­дов в Да­ма­ске // Ис­лам. 2010. № 24.

Вернуться к началу