Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОРДА́ЛИИ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 24. Москва, 2014, стр. 360

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. А. Попов
Ордалии. Дирк Баутс. Створка диптиха «Правосудие Оттона III» для Ратуши Лёвена (нач. 1470-х гг.). Музей старинного искусства (Брюссель). Вдова казнённого по ложному обвинению доказывает его невиновнос...

ОРДА́ЛИИ (от лат. ordalium – суд, при­го­вор; «Бо­жий суд», лат. judicium Dei), ин­сти­тут обыч­но­го пра­ва, спо­соб фор­маль­но­го до­ка­зы­ва­ния ви­нов­но­сти/не­ви­нов­но­сти об­ви­няе­мо­го. Как пра­ви­ло, О. при­ме­ня­лись при от­сут­ст­вии не­со­мнен­ных до­ка­за­тельств ви­нов­но­сти. Пра­вым счи­тал­ся тот, кто вы­хо­дил не­вре­ди­мым из ис­пы­та­ний ог­нём, рас­ка­лён­ным же­ле­зом, во­дой и пр.: об­ви­няе­мо­го свя­зан­ным бро­са­ли в во­ду (он счи­тал­ся оп­рав­дан­ным, ес­ли ему уда­ва­лось вы­плыть; в Древ­ней Ру­си, на­про­тив, счи­тал­ся не­ви­нов­ным уто­нув­ший, что обос­но­вы­ва­лось пред­став­ле­ния­ми о том, что во­да не при­ни­ма­ет в се­бя ни­че­го не­чис­то­го), его за­став­ля­ли прой­ти че­рез кос­тёр, дос­тать из ки­пят­ка коль­цо, взять в ру­ки рас­ка­лён­ный пред­мет (о ви­нов­но­сти су­ди­ли по ха­рак­те­ру по­лу­чен­ных ожо­гов), у ря­да на­ро­дов Аф­ри­ки – пе­ре­плыть ре­ку с кро­ко­ди­ла­ми и т. д. В хри­сти­ан­ской Ев­ро­пе рас­про­стра­ни­лись ис­пы­та­ния кре­стом (ис­тец и от­вет­чик ста­но­ви­лись у кре­ста с под­ня­ты­ми ру­ка­ми, ви­нов­ным счи­тал­ся тот, кто пер­вым опус­кал ру­ки или па­дал), ос­вя­щён­ным кус­ком хле­ба или сы­ра (у ви­нов­но­го он дол­жен был за­стрять в гор­ле), при­час­ти­ем (в осн. для ду­хо­вен­ст­ва) и т. п. Ча­сто О. так­же не­точ­но на­зы­ва­ют др. вариан­ты «Божь­его су­да» – жре­бий, при­ся­гу и су­деб­ный по­еди­нок.

Ри­ту­аль­но-ма­гич. ха­рак­тер О. (сбли­жав­ший их с га­да­ния­ми) со­от­вет­ст­во­вал пред­став­ле­ни­ям ар­ха­ич. об­ществ. Они от­ра­же­ны в Биб­лии (напр., в сце­не по­един­ка про­ро­ка Илии с жре­ца­ми Ваа­ла), из­вест­ны по Хам­му­ра­пи за­ко­нам, Ма­ну за­ко­нам, герм. вар­вар­ским прав­дам, Рус­ской прав­де, Поль­ской прав­де, Сак­сон­ско­му зер­ца­лу, Шваб­ско­му зер­ца­лу, серб. За­кон­ни­ку Сте­фа­на Ду­ша­на, по дан­ным эт­но­гра­фии. Со вре­ме­нем в Ев­ро­пе О. ста­ли за­ме­нять­ся пыт­ка­ми. Воз­ро­ж­де­ние О. в фор­ме ис­пы­та­ния хо­лод­ной во­дой, взве­ши­ва­ния и т. п. при­шлось на пе­ри­од охо­ты на ведьм. Окон­ча­тель­но О. в Зап. Ев­ро­пе вы­шли из упот­реб­ле­ния в сер. 18 в., но тра­ди­ция су­деб­но­го по­един­ка со­хра­ня­лась в прак­ти­ке ду­эли.

Лит.: Гу­ре­вич АЯ. Ка­те­го­рии сред­не­ве­ко­вой куль­ту­ры. М., 1972; Langbein J. Torture and the law of proof. Chi., 1977. Chi., 2006; Spierenburg P. The spectacle of suffering: executions and the evolution of repression. Camb., 1984; Peters E. Torture. N. Y., 1985; Cohen E. The crossroads of justice: law and culture in late medieval France. Leiden, 1993; Ис­то­рия го­су­дар­ст­ва и пра­ва за­ру­беж­ных стран / Отв. ред. Н. А. Кра­ше­нин­ни­ко­ва, О. А. Жид­ков. 3-е изд. М., 2009. Т. 1–2.

Вернуться к началу