Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОСТРО́ЖСКИЙ КОНСТАНТИН КОНСТАНТИНОВИЧ

Авторы: К. Ю. Ерусалимский
Князь К. К. Острожский. Портрет работы неизвестного художника. 18 в.

ОСТРО́ЖСКИЙ Кон­стан­тин Кон­стан­ти­но­вич (пер­во­на­чаль­но кре­щён как Ва­си­лий, с сер. 1540-х гг. упо­ми­на­ет­ся так­же под име­нем Кон­стан­тин) [2.2.1526, Дуб­но, Во­лын­ское вое­вод­ст­во Вел. кн-ва Ли­тов­ско­го (ВКЛ), ны­не Ров­нен­ская обл., Ук­раи­на, по др. дан­ным, Ту­ров, Бре­ст­ское вое­вод­ст­во ВКЛ, ны­не Го­мель­ская обл., Бе­ло­рус­сия – 23.2.1608, Ост­рог, Речь По­спо­ли­та, ны­не Ров­нен­ская обл., Ук­раи­на], князь, во­ен­ный, гос. и по­ли­тич. дея­тель ВКЛ и Ре­чи По­спо­ли­той. Сын К. И. Ост­рож­ско­го от 2-го бра­ка. С 1543 О. ре­гу­ляр­но вы­сту­пал со свои­ми слу­га­ми на во­ен. сбо­ры, при­ни­мал уча­стие в во­ен. дей­ст­ви­ях в со­ста­ве ли­тов. вой­ска. Бу­ду­чи круп­ней­шим маг­на­том Во­лы­ни, под­дер­жи­вал про­те­ст­ные на­строе­ния по от­но­ше­нию к уни­фи­ка­ции зе­мель при по­мо­щи люс­т­ра­ции ко­ро­лев­ских зам­ков (ле­то 1545). Ор­га­ни­зо­вал (совм. с др. маг­на­та­ми Во­лы­ни, шлях­той и ка­за­ка­ми) на­па­де­ние на тур. кре­пость Оча­ков (1545), ук­ре­п­лял зам­ки (Брац­лав в 1552, Ки­ев в 1555, 1579), ос­но­вал г. Кон­стан­ти­нов (ны­не Ста­ро­кон­стан­ти­нов в Хмель­ниц­кой обл., Ук­раи­на) на сты­ке гра­ниц Во­лы­ни, Брац­лав­щи­ны и Ки­ев­ско­го вое­вод­ст­ва (1561), мно­го­крат­но вы­ез­жал со свои­ми от­ря­да­ми на борь­бу про­тив крым­ских та­тар (1550, 1551, 1552, 1556, 1574, 1575, 1577, 1578, 1583). Ук­ре­п­ле­нию по­ли­тич. влия­ния О. спо­соб­ст­во­вал его со­юз с пар­ти­ей кня­зей Рад­зи­вил­лов, за­няв­шей гос­под­ствую­щее по­ло­же­ние в ВКЛ по­сле 1547 (за­кон­чив­шие­ся в поль­зу О. кон­флик­ты с кн. Н. Ю. Рад­зи­вил­лом Ры­жим в 1550–55 за до­ми­ни­ро­ва­ние на Во­лы­ни не по­дор­ва­ли вза­имной под­держ­ки О. и ли­тов. канц­ле­ра кн. Н. Я. Рад­зи­вил­ла Чёр­но­го). Во­лын­ский мар­ша­лок (1550–1608) и ста­рос­та вла­ди­мир­ский (1550–79, 1588–1603), ста­рос­та луц­кий (по «экс­пек­та­ти­ве», т. е. по пра­ву на пе­ре­да­чу долж­но­сти толь­ко по­сле смер­ти пред­ше­ст­вен­ни­ка, 1556–59), вое­во­да ки­ев­ский (по «экс­пек­та­ти­ве» 1558, фак­ти­че­ски в дек. 1559 – 1608 с час­тич­ной ут­ра­той пол­но­мо­чий в 1572–75). С 1558 уча­ст­во­вал в под­го­тов­ке ан­ти­ту­рец­кой и ан­ти­татар­ской ли­ги, пла­ны ко­то­рой об­су­ж­да­лись с рус. по­слом Р. В. Ол­ферь­е­вым-Без­ни­ным (фев­раль – март 1558), аген­том Свя­щен­ной Рим. им­пе­рии аб­ба­том И. Ци­ром (кон. 1569 – нач. 1570). С 1562 уча­ст­во­вал со свои­ми вой­ска­ми в Ли­вон­ской вой­не 1558–83.

На Люб­лин­ском сей­ме (1569) О. тай­но под­дер­жи­вал ли­тов. маг­на­тов, вы­сту­пав­ших про­тив за­клю­че­ния унии ВКЛ с Поль­шей и вклю­че­ния Во­лын­ско­го и Ки­ев­ско­го вое­вод­ств в со­став Ре­чи По­спо­ли­той, при­дер­жи­вал­ся вы­жи­дат. так­ти­ки, од­на­ко пос­ле не­од­но­крат­ных тре­бо­ва­ний ко­ро­ля Си­гиз­мун­да II Ав­гу­ста при­нёс ему при­ся­гу [лич­ную 24 мая (за­креп­ле­на уни­вер­са­лом от 26 мая), а 6 ию­ня в ка­чест­ве вое­во­ды ки­ев­ско­го]. Во­шёл в со­став поль­ско­го се­на­та (за­нял в нём 9-е ме­сто и 1-е ме­сто – сре­ди се­на­то­ров от ко­рон­ных рус. зе­мель). Как ко­рон­ный се­на­тор под­пи­сал Люб­лин­скую унию 1569. На Луц­ком съез­де (27.7.1572) под­дер­жал по­ста­нов­ле­ние о не­об­хо­ди­мо­сти со­хра­нить Речь По­спо­ли­ту и за­кре­пить шля­хет­ские пра­ва и при­ви­ле­гии при­ся­гой бу­ду­ще­го ко­ро­ля. Пред­по­ло­жи­тель­но в 1572–73 под­дер­жи­вал кан­ди­да­ту­ры Габс­бур­гов (имп. Ма­кси­ми­лиа­на II Габс­бур­га или его сы­на Эрн­ста) на пре­стол Ре­чи По­спо­ли­той. Вме­сте с тем пос­ле сбли­же­ния с кн. Ю. Ю. Слуц­ким-Олель­ко­ви­чем (с вес­ны 1572) на­чал фор­ми­ро­вать пар­тию сто­рон­ни­ков воз­ве­де­ния на поль­ско-ли­тов. или от­дель­но толь­ко на ли­тов. трон пра­во­слав­но­го кан­ди­да­та. На пе­ре­го­во­рах О. с Г. А. Ход­ке­ви­чем в кон­це сент. – на­ча­ле окт. 1572 бы­ло до­сти­гну­то со­гла­ше­ние о том, что О. не бу­дет пре­пят­ст­во­вать борь­бе шлях­ты ВКЛ про­тив Люб­лин­ской унии 1569, од­на­ко при этом он дал по­нять, что не со­би­ра­ет­ся жерт­во­вать свои­ми ко­рон­ны­ми име­ния­ми. В 1573 и 1574–75 рас­смат­ри­вал­ся ча­стью рус. шлях­ты в ка­чест­ве кан­ди­да­та на ли­тов. трон. В апр. 1573 О. под­дер­жи­вал ини­циа­ти­вы ли­тов. се­на­то­ров по пе­ре­смот­ру по­ло­же­ний Люб­лин­ской унии; в то же вре­мя со­об­щал поль­ским се­на­то­рам о пе­ре­го­во­рах ли­тов. шлях­ты с рус. вла­стя­ми о кан­ди­да­ту­ре ца­ря Ива­на IV Ва­силье­ви­ча Гроз­но­го или ца­ре­ви­ча Ива­на Ива­но­ви­ча на пре­стол ВКЛ. В мае то­го же го­да О. под­дер­жал Гро­хов­скую се­цес­сию про­тив­ни­ков кан­ди­да­ту­ры Ген­ри­ха Ва­луа. В 1574 окон­ча­тель­но пор­вал с иде­ей пе­ре­смот­ра ус­ло­вий Люб­лин­ской унии, о чём объя­вил 27 мар­та, под­дер­жав во­лын­скую шлях­ту на ко­ро­на­ци­он­ном Сей­ме в Кра­ко­ве. Пос­ле по­бе­ды на вы­бо­рах но­во­го ко­ро­ля Сте­фа­на Ба­то­рия О. вёл за­оч­ные пе­ре­го­во­ры и к кон. ию­ня 1576 до­стиг со­гла­ше­ния с ним.

В 1574–78 ак­тив­но вме­ши­вал­ся в де­ла Мол­дав­ско­го кн-ва, под­дер­жал гос­по­да­ря Иоа­на Во­дэ Гроз­но­го, за­тем Ива­на Под­ко­ву. Дей­ст­вия О. вы­зва­ли ди­пло­ма­тич. раз­но­гла­сия ме­ж­ду Ос­ман­ской им­пе­ри­ей и Ре­чью По­спо­ли­той. Не­уда­чи «мол­дав­ско­го про­ек­та» обер­ну­лись по­хо­да­ми крым­ских та­тар на Во­лынь в 1577 (раз­гро­ми­ли св. 200 сёл О., св. 5 тыс. чел. по­па­ли в плен или бы­ли уби­ты), сам О. в февр. 1578 был осаж­дён в Ост­ро­ге (О. вы­пла­тил крым­ско­му ха­ну кон­три­бу­цию в раз­ме­ре 2 тыс. зло­тых и обя­зал­ся уго­во­рить ко­ро­ля вы­пла­тить дань).

В нач. 1580-х гг. сбли­зил­ся с ко­рон­ным канц­ле­ром Я. За­мой­ским, ко­то­ро­го под­дер­жал в су­деб­ном про­цес­се про­тив К. и А. Збо­ров­ских, при­ве­дя в янв. 1585 в Вар­ша­ву 1,5-ты­сяч­ный воо­руж. от­ряд. В 1592–93 О. по­дав­лял в сво­их име­ни­ях ка­зац­кое вос­ста­ние К. Ко­син­ско­го, в 1594–96 – дви­же­ния ка­за­ков, пе­ре­рос­шие в вос­ста­ние под рук. С. На­ли­вай­ко. В 1602–03 при­ни­мал в Ост­ро­ге бе­жав­ше­го из Мо­ск­вы Гри­го­рия (От­репь­ева) (см. Лже­дмит­рий I). По­сле его пе­ре­хо­да к кн. А. Виш­не­вец­ко­му О. пе­ре­смот­рел своё из­на­чаль­но по­ло­жи­тель­ное от­но­ше­ние к аван­тю­ри­сту и совм. с сы­ном Яну­шем вы­сту­пил про­тив под­держ­ки его пре­тен­зий на рус. трон. В 1606 ока­зал­ся втя­нут в Сан­до­мир­ский ро­кош (ро­кош Н. Зеб­жи­дов­ско­го), от­пра­вил в Сан­домир ар­хи­ман­д­ри­та Кие­во-Пе­чер­ско­го мон. Ели­сея (Пле­те­нец­ко­го) с на­ка­зом вклю­чить в спи­сок тре­бо­ва­ний ро­ко­шан пунк­ты об улуч­ше­нии пра­во­во­го по­ло­же­ния пра­во­слав­ных про­тив­ни­ков унии.

В 1530–80-х гг. вёл (в т. ч. и совм. с ма­те­рью кн. Алек­санд­рой Се­мё­нов­ной) по­сто­ян­ную борь­бу за зе­мель­ные вла­де­ния сво­их бли­жай­ших и даль­них род­ст­вен­ни­ков. В хо­де про­ти­во­стоя­ния с вдо­вой сво­его еди­но­кров­но­го бра­та Ильи (1510–19.8.1539), Б. Кос­те­лец­кой (в 1547–74), и пле­мян­ни­цей Эльж­бе­той (Гальш­кой) Иль­и­нич­ной (до 1579, ко­гда она за­ве­ща­ла все свои на­следств. вла­де­ния сы­новь­ям О.) О. су­мел по­лу­чить ро­до­вые име­ния кня­зей Ост­рож­ских и рас­ши­рить свои вла­де­ния, сде­лав­шись круп­ней­шим зем­ле­вла­дель­цем Ре­чи По­спо­ли­той. В 1567–1570 до­бил­ся пе­ре­да­чи сво­ей же­не Зо­фье зна­чит. вла­де­ний её от­ца Я. А. Тар­нов­ско­го, ко­то­рые она в мае 1570 по­да­ри­ла О. Кро­ме это­го, уча­ст­во­вал в мно­го­числ. иму­ществ. кон­флик­тах с польск. и ли­тов. маг­на­та­ми.

В сво­их вла­де­ни­ях осу­ще­ст­в­лял па­тро­наль­ную по­ли­ти­ку по от­но­ше­нию к пра­во­слав­ным цер­ков­ным вла­стям. В кон­флик­те (1549–57) с ту­ро­во-пин­ски­ми епи­ско­па­ми Вас­сиа­ном и Ма­ка­ри­ем О. и его мать стре­ми­лись под­чи­нить ме­ст­ную ие­рар­хию сво­ей свет­ской вла­сти. Свои­ми по­жа­ло­ва­ния­ми О. рас­ши­рил вла­де­ния ки­ев­ских Ми­хай­лов­ско­го Зла­то­вер­хо­го (1560) и Вы­ду­биц­ко­го (1568) мо­на­сты­рей, ос­но­вал, по край­ней ме­ре, 2 церк­ви в Кон­стан­ти­но­ве. В 1572 за­щи­тил бра­тию Пус­тынско­го Ни­ко­ла­ев­ско­го мон., за­ста­вив ар­хи­ман­д­ри­та Кие­во-Пе­чер­ско­го мон. Ила­рио­на (Пе­со­чин­ско­го) при­знать из­бран­но­го там но­во­го игу­ме­на. В том же го­ду за­щи­тил Ми­хай­лов­ский Зла­то­вер­хий мон. в зе­мель­ном кон­флик­те с ме­ст­ным шлях­ти­чем М. Пан­ко­ви­чем. В борь­бе за Кие­во-Пе­чер­скую ар­хи­ман­д­ри­тию (1573–76) при­нял сто­ро­ну из­бран­ни­ка ки­ев­ской шлях­ты Силь­ве­ст­ра Ие­ру­са­лим­ца, од­на­ко Сте­фан Ба­то­рий при­знал из­бран­ни­ка бра­тии – Ме­ле­тия (Хреб­то­ви­ча-Бо­гу­рин­ско­го). Бла­го­да­ря лич­но­му вме­ша­тель­ст­ву О. пра­во­слав­ные Льво­ва до­би­лись в 1592 от ко­ро­ля Си­гиз­мун­да III под­твер­жде­ния ста­ту­та Львов­ско­го брат­ст­ва (1586) и при­ви­ле­ев мо­на­сты­ря Св. Онуф­рия (1592).

Вме­сте с тем О. не­од­но­крат­но по­ка­зы­вал, что при­дер­жи­ва­ет­ся прин­ци­пов вну­три­хри­сти­ан­ской ве­ро­тер­пи­мо­сти (за­кре­плён­ных в ак­те Вар­шав­ской кон­фе­де­ра­ции, под­пи­сан­ном на Вар­шав­ском сей­ме 1573) и ши­ро­ких, близ­ких к эку­ме­ни­че­ским, ре­лиг. взгля­дов: вы­сту­пал в за­щи­ту каль­ви­ни­стов и под­дер­жи­вал близ­кие от­но­ше­ния со сво­им зя­тем – каль­ви­ни­стом кн. К. Н. Рад­зи­вил­лом Пе­ру­ном, со­блю­дал ве­ро­тер­пи­мость в сво­их име­ни­ях, не пре­пят­ст­во­вал пе­ре­хо­ду собств. де­тей в иные кон­фес­сии и их бра­кам с ино­вер­ца­ми. В 1580–90-е гг. по­сте­пен­но скло­нял­ся к про­ек­ту унии ме­ж­ду ка­то­ли­ка­ми и пра­во­слав­ны­ми, под­твер­ждая на­де­ж­ды ие­зуи­та П. Скар­ги, ви­дев­ше­го в О. ли­де­ра дви­же­ния за унию в Ре­чи По­спо­ли­той. В 1582 под­дер­жал рас­про­стра­не­ние про­ве­дён­ной па­пой Рим­ским Гри­го­ри­ем XIII ре­фор­мы ка­лен­да­ря на рус. зем­ли, раз­ра­ба­ты­вал со­вме­ст­но с пап­ским пре­сто­лом про­ект пе­ре­но­са Кон­стан­ти­но­поль­ско­го пат­ри­ар­ха­та в Речь По­спо­ли­ту и его унии с Рим. пре­сто­лом (1584). Про­те­же О. яв­ля­лись и оба цер­ков­ных ли­де­ра дви­же­ния за унию – еп. Ту­ро­во-Пин­ский (1576–85), Луц­кий (с 1585) Ки­рилл (Тер­лец­кий) и еп. Вла­ди­мир­ско-Брест­ский (1593–99) По­тей Ипа­тий. В тай­ных пе­ре­го­во­рах о за­клю­че­нии унии ме­ж­ду Рим­ско-ка­то­лич. цер­ко­вью и поль­ско-ли­тов. пра­во­слав­ны­ми в 1593 О. вы­сту­пил в поль­зу пол­ной унии с Рим. пре­сто­лом всех пра­во­слав­ных стран, вклю­чая Рус. гос-во, но с со­блю­де­ни­ем об­ря­до­вой обо­соб­лен­но­сти пра­во­слав­ных и ра­вен­ст­ва ие­рар­хов обе­их кон­фес­сий. Од­на­ко уже к ию­лю 1594 пе­ре­шёл на по­зи­ции про­ти­во­дей­ствия унии. Ок­руж­ным по­сла­ни­ем от 24.6(4.7).1595 он при­звал пра­во­слав­ных бой­ко­ти­ро­вать унию, тре­бо­вал ре­шать этот во­прос на цер­ков­ном со­бо­ре, об­ра­тил­ся за по­мо­щью к ко­ро­лю, од­на­ко не встре­тил под­держ­ки, и в сент. 1595 во­прос о за­клю­че­нии унии был ре­шён в Кра­ко­ве без его уча­стия. То­гда О. на­чал фор­ми­ро­вать блок из про­тив­ни­ков унии с ка­то­ли­ка­ми, при­звал пра­во­слав­ных и каль­ви­ни­стов к объ­е­ди­не­нию и в пись­ме к Си­гиз­мун­ду III объ­я­вил о го­тов­но­сти за­щи­щать­ся с ору­жи­ем в ру­ках, ес­ли ка­то­ли­ки нач­нут ре­лиг. вой­ну. Уча­ст­во­вал в цер­ков­ном со­бо­ре в Бре­сте в 1596, вы­сту­пая ли­де­ром про­тив­ни­ков унии. По­пал под по­доз­ре­ние в за­го­во­ре про­тив ко­ро­ля. В мае 1599 по ини­циа­ти­ве О. в Виль­но про­шёл съезд пра­во­слав­ных «де­зу­ни­тов» и про­тес­тан­тов, по­ло­жив­ший на­ча­ло их со­вме­ст­ной борь­бе про­тив Бре­ст­ской унии 1596 и за воз­вра­ще­ние к нор­мам Вар­шав­ской кон­фе­де­ра­ции 1573. Пат­ри­арх Алек­сан­д­рий­ский Ме­ле­тий Пи­гас под­дер­жал дея­тель­ность О. и воз­вёл его в дос­то­ин­ст­во эк­зар­ха (без пе­ре­хо­да в ду­хов­ное зва­ние). О. до­бил­ся оп­ре­де­лён­ных ус­пе­хов: на Сей­ме 1603 ко­роль вы­вел Кие­во-Пе­чер­скую ар­хи­ман­д­ри­тию и пра­во на из­бра­ние ар­хи­ман­д­ри­та из юрис­дик­ции ми­тро­по­ли­та Ки­ев­ско­го и в кон­сти­ту­ции «Гре­че­ская ре­ли­гия» оп­ре­де­лил, что под вла­стью уни­ат­ской Церк­ви долж­ны ос­та­вать­ся толь­ко те мо­на­сты­ри и церк­ви, ко­то­рые бы­ли им пе­ре­да­ны на мо­мент при­ня­тия дан­ной кон­сти­ту­ции.

О. был вы­со­ко­об­ра­зо­ван­ным че­ло­ве­ком, учил ла­тынь и пр., со­би­рал кни­ги. Ис­пы­тал влия­ние сво­его тес­тя Я. А. Тар­нов­ско­го – ка­то­ли­ка, спо­рив­ше­го с па­пой Рим­ским и всту­пив­ше­го в пе­ре­пис­ку с Ж. Каль­ви­ном. О. под­дер­жи­вал пе­ре­пис­ку с ря­дом ев­роп. мо­нар­хов, а так­же с кн. лег­ниц­ким и бже­ским Ежи II и гер­цо­гом Прус­сии Альб­рех­том. Сы­но­вья О., Януш и Кон­стан­тин, по­лу­чи­ли об­ра­зо­ва­ние при дво­ре имп. Свя­щен­ной Рим. им­пе­рии Мак­си­ми­лиа­на II Габс­бур­га в Ве­не. Сам О. мно­го­крат­но вы­сту­пал опе­ку­ном и по­кро­ви­телем юных шлях­ти­чей (де­ти кня­зей Р. Ф. Сан­гуш­ко, Л. А. Сан­гуш­ко-Ко­шир­ско­го, А. М. Курб­ско­го). Спо­рил на ду­хов­ные те­мы в пе­ре­пис­ке с кн. А. М. Курб­ским. Ор­га­ни­зо­вал «Ост­рож­скую ака­де­мию», став­шую пер­вым выс­шим учеб­ным за­ве­де­ни­ем для пра­во­слав­ных на тер­ри­то­рии Вост. Ев­ро­пы. При дво­ре О. и в «Ост­рож­ской ака­де­мии» ве­лась по­ле­ми­ка ме­ж­ду пред­ста­ви­те­ля­ми разл. хри­сти­ан­ских кон­фес­сий и мо­на­ше­ских кон­гре­га­ций – про­по­ведь ве­ли ие­зуи­ты (П. Скар­га), до­ми­ни­кан­цы (Мальхер), ан­ти­три­ни­та­рии (И. Мо­то­ви­ло, Э. От­ви­нов­ский; Фео­до­сий Ко­сой, Иг­на­тий). Скар­га по­свя­тил О. свою кн. «О един­ст­ве церк­ви Бо­жи­ей» (Виль­но, 1577), от­ве­том на ко­то­рую ста­ли учеб­ные и биб­лей­ские из­да­ния соз­дан­ной Ива­ном Фё­до­ро­вым ок. 1578 на сред­ст­ва О. Ост­рож­ской ти­по­гра­фии (дей­ст­во­ва­ла до 1612) – «Аз­бу­ка» (1578), Псал­тирь и Но­вый За­вет (1580) и Ост­рож­ская Биб­лия (1581). В Ост­рож­ской ти­по­гра­фии на­пе­ча­та­ны так­же «Ключ цар­ст­ва не­бес­но­го» Г. Д. Смот­риц­ко­го (1587), «О еди­ной ис­тин­ной пра­во­слав­ной ве­ре» В. А. Ма­лю­шиц­ко­го (1588).

Был же­нат (с 1553) на Зо­фье, уро­ж­дён­ной Тар­нов­ской (? – 1.7.1570). Из­вест­ны де­ти О.: Януш Кон­стан­ти­но­вич (ок. 1554 – 12 или 13.9.1620), вое­во­да во­лын­ский (1584–93), ста­рос­та бо­гу­слав­ский (1591–1620), бе­ло­цер­ков­ский (1592–1620), чер­кас­ский и ка­нев­ский (1594–1620), пе­ре­яс­лав­ский (1604–1618); Эльж­бе­та Кон­стан­ти­нов­на (? – 1599), в 1-м бра­ке за­му­жем (с 1570) за Яном Ста­ни­сла­ви­чем Киш­кой (? – 26.7.1592), крав­чим (1569–79) и под­ча­шим (1579–88) ВКЛ, ста­рос­той ге­не­раль­ным жмойт­ским (1579–92), каш­те­ля­ном ви­лен­ским (1588–92), пуб­ли­ци­стом и про­све­ти­те­лем, во 2-м бра­ке (с 1593) – за кн. К. Н. Рад­зи­вил­лом Пе­ру­ном; Ка­те­ри­на (Ка­тар­жи­на) Кон­стан­ти­нов­на (1560–3.8.1579), за­му­жем (с 1578) за кн. К. Н. Рад­зи­вил­лом Пе­ру­ном; Кон­стан­тин Кон­стан­ти­но­вич (ок. 1560 – до 10.5.1588), крав­чий (1580–88), под­ча­ший (1588) ВКЛ, ста­рос­та вла­ди­мир­ский (1580–1588); Алек­сандр Кон­стан­ти­но­вич (1570–12.12.1603), вое­во­да во­лын­ский (1593–1603), ста­рос­та пе­ре­яс­лав­ский (1594–1603).

Фи­гу­ра О. по­ме­ще­на в скульп­тур­ных ком­по­зи­ци­ях па­мят­ни­ков «Ты­ся­че­ле­тие Рос­сии» в Ве­ли­ком Нов­го­ро­де (1862; по про­ек­ту М. О. Ми­ке­ши­на) и кня­зь­ям Ост­рож­ским в г. Ост­рог (2000; по про­ек­ту худ. С. Чу­ма­ко­ва). В 1991 ус­та­нов­лен па­мят­ник-ро­тон­да О. в г. Ста­ро­кон­стан­ти­нов. К 400-ле­тию со дня смер­ти О. на тер­ри­то­рии Брест­ской кре­по­сти ус­та­нов­лен па­мят­ный знак (2008; по про­ек­ту арх. Г. Лав­рец­ко­го; скульп­то­ры А. Гур­щен­ко­ва, П. Ге­ра­си­мен­ко). К 300-ле­тию со дня смер­ти О. при­ня­то ре­ше­ние о строи­тель­ст­ве хра­ма-па­мят­ни­ка Свя­тых Кон­стан­ти­на и Ми­хаи­ла в Виль­не (ны­не Виль­нюс) (по­стро­ен в 1911–13; по про­ек­ту арх. В. Д. Ада­мо­ви­ча; арх. А. А. Шпа­ков­ский, инж. П. И. Со­ко­лов).

Лит.: Зно­ско К. Князь К. К. Ост­рож­ский и его дея­тель­ность в поль­зу Пра­во­сла­вия. Вар­ша­ва, 1933; Lewicki K. Ksiąę K. Ostrogski a unia Brzeska 1596 r. Lwów, 1933; Chynczew­s­ka-Hen­nel T. Ostrogski Konstanty Wasyl // Polski słownik biograficzny. Wrocław; Kraków, 1979. T. 24; Kempa T. Konstanty Wasyl Ostrogski, wojewoda kijowski i marszałek ziemi wołyńskiej. Toruń, 1997; Гуд­зяк Б. Кри­за і ре­фор­ма. Київська митрополія, Цар­го­родсь­кий патріар­хат і ге­не­за Берестейської унії. Львів, 2000; Со­бо­лев ЛВ. Борь­ба за на­след­ст­во кн. К. И. Ост­рож­ско­го в 40-е гг. XVI в. // Ост­ро­гiана в Українi i Європi. Матерiали мiжна­род­ного нау­ко­во­го симпозiуму 29–30 черв­ня 2001 р. Старокостянтинiв, 2001; Дмит­ри­ев МВ. Ме­ж­ду Ри­мом и Царь­гра­дом: ге­не­зис Бре­ст­ской цер­ков­ной унии 1595–1596 гг. М., 2003; Тес­лен­ко I. Бо­роть­ба за Острiг: князь Ост­розь­ский про­ти Ост­розь­ко­го ста­рос­ти // Со­цiум. Аль­ма­нах соцiальної iсторiї. Київ, 2003. Вип. 3; Уль­я­новсь­кий ВI. Князь В.-К. Ост­розь­кий: iсторичний порт­рет у галереї пред­кiв та нащадкiв. Київ, 2012.

Вернуться к началу