Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КРЫЛО́В ИВАН АНДРЕЕВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 146

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Л. Коровин
И. А. Крылов. Портрет работы К. П. Брюллова. Кон. 1839. Третьяковская галерея (Москва).

КРЫЛО́В Иван Ан­д­рее­вич [2(13).2.1769, по др. дан­ным, 1766 или 1768, Мо­ск­ва? – 9(21).11.1844, С.-Пе­тер­бург], рус. пи­са­тель, жур­на­лист, член Рос. ака­де­мии (1811), акад. Пе­терб. АН (1841). Сын ар­мей­ско­го офи­це­ра, вы­слу­жив­ше­го по­том­ст­вен­ное дво­рян­ст­во. В 1778, не по­лу­чив ре­гу­ляр­но­го об­ра­зо­ва­ния, по­сту­пил на служ­бу в Твер­ской ма­ги­ст­рат. В 1782 прие­хал в С.-Пе­тер­бург, слу­жил кан­це­ля­ри­стом в Ка­зён­ной па­ла­те (1783–87) и Гор­ной экс­пе­ди­ции (1787–88). Де­бю­ти­ро­вал как дра­ма­тург. Пер­вое из­вест­ное со­чи­не­ние К. – ко­ми­че­ская опе­ра «Ко­фей­ни­ца» (1783; опубл. в 1869), вы­смеи­ваю­щая суе­ве­рия (га­да­ния на ко­фей­ной гу­ще) и гру­бые нра­вы про­винц. по­ме­щи­ков. Тра­ге­дия «Фи­ло­ме­ла», ко­мич. опе­ра «Бе­ше­ная се­мья» (обе 1786), про­за­ич. ко­ме­дии о нра­вах в лит. сре­де «Со­чи­ни­тель в при­хо­жей» (1786) и «Про­каз­ни­ки» (кон. 1787 или нач. 1788) опуб­ли­ко­ва­ны в из­да­нии «Рос­сий­ский Фе­атр…» (1793–94), од­на­ко не бы­ли по­став­ле­ны на сце­не.

С ян­ва­ря по авг. 1789 К. из­да­вал са­ти­рич. ж. «Поч­та ду­хов, или Уче­ная, нрав­ст­вен­ная и кри­ти­че­ская пе­ре­пис­ка араб­ско­го фи­ло­со­фа Ма­ли­куль­муль­ка с во­дя­ны­ми, воз­душ­ны­ми и под­зем­ны­ми ду­ха­ми», ино­гда рас­смат­ри­вае­мый как цель­ный са­ти­рич. нра­во­опи­сат. ро­ман (все 48 пи­сем, 23 из ко­то­рых – пе­ре­во­ды из ро­ма­нов Ж. Б. де Бу­айе, мар­ки­за Ар­жан­са, объ­е­ди­не­ны не­сколь­ки­ми сквоз­ны­ми сю­жет­ны­ми ли­ния­ми). Не чу­ж­да­ясь зло­бо­днев­ных по­ли­тич. на­мё­ков и са­ти­ры на «ли­ца», К. в «Поч­те ду­хов...» вы­вел пред­ста­ви­те­лей раз­ных со­ци­аль­ных групп и про­фес­сий, сде­лав гл. объ­ек­том сво­ей са­ти­ры не­ра­зум­ное и не­пра­вед­ное уст­рой­ст­во совр. об­ще­ст­ва.

В кон. 1791 К. с И. А. Дмит­рев­ским, П. А. Пла­виль­щи­ко­вым и А. И. Клу­ши­ным ос­но­ва­ли ти­по­граф­скую ком­па­нию на па­ях «Кры­лов с то­ва­ри­щи», вско­ре за­няв­шую­ся вы­пус­ком жур­на­лов «Зри­тель» (1792) и «Санкт-Пе­тер­бург­ский Мер­ку­рий» (1793). В них пе­ча­та­лись сти­хо­тво­ре­ния, са­ти­рич. «по­хваль­ные ре­чи», ста­тьи и по­вес­ти К. [наи­бо­лее зна­чи­тель­на «вос­точ­ная по­весть» «Ка­иб» (1792), в ко­то­рой па­ро­ди­ру­ют­ся лит. штам­пы клас­си­циз­ма и сен­ти­мен­та­лиз­ма, а так­же ста­вят­ся под со­мне­ние идеа­лы Про­све­ще­ния]. Вско­ре из-за ос­лож­нив­шей­ся по­ли­тич. си­туа­ции и ма­те­ри­аль­ных за­труд­не­ний К. ос­та­вил из­да­тель­скую дея­тель­ность. В 1794–95 жил в Мо­ск­ве, в 1797–1801 – в име­ни­ях кн. С. Ф. Го­ли­цы­на (с. Зуб­ри­лов­ка Са­ра­тов­ской губ., с. Ка­зац­кое на Ук­раи­не) на по­ло­же­нии сек­ре­та­ря и учи­те­ля его де­тей; на­пи­сал для «до­маш­ней» сце­ны «шу­то-тра­ге­дию» «Под­щи­па, или Трумф» (1800), в ко­то­рой вы­смея­ны од­но­вре­мен­но идео­ло­гия пет­ров­ской го­су­дар­ст­вен­но­сти и пат­ри­ар­халь­ные нра­вы рус. ста­ри­ны (пье­са рас­про­стра­ня­лась в спи­сках; впер­вые опубл. в Бер­ли­не в 1859, в Рос­сии – в 1871). Од­но­акт­ная ко­ме­дия «Пи­рог» (1800 или 1801, опубл. в 1869) ста­ла пер­вой пье­сой К., ко­то­рая бы­ла по­став­ле­на на проф. сце­не (С.-Пе­тер­бург, 1802; Мо­ск­ва, 1804). Боль­шой ус­пех К. при­нес­ла ска­зоч­ная ко­мич. опе­ра «Илья-бо­га­тырь» (пост. 1806, муз. К. А. Ка­во­са; опубл. в 1807), а так­же про­за­ич. ко­ме­дии «Мод­ная лав­ка» (пост. 1806, опубл. в 1807) и «Урок доч­кам» (пост. и опубл. в 1807), вы­смеи­вав­шие гал­ло­ма­нию, идеа­лизм и прак­тич. бес­по­мощ­ность рус. дво­рян, над ко­то­ры­ми тор­же­ст­ву­ют слу­ги со сво­им «пле­бей­ским» здра­вым смыс­лом. В 1806 К. окон­ча­тель­но по­се­лил­ся в С.-Пе­тер­бур­ге, сбли­зил­ся с А. Н. Оле­ни­ным; со­сто­ял на служ­бе в Мо­нет­ном дво­ре (1808–10), а с янв. 1812 – в Пуб­лич­ной б-ке. С 1841 в от­став­ке.

Сла­ву К. при­нес­ли его бас­ни. Пер­вые опы­ты К. в этом жан­ре от­но­сят­ся к 1788 (не во­шли ни в один из при­жиз­нен­ных сб-ков), но все­рь­ёз к бас­ням он об­ра­тил­ся толь­ко в 1805, со­рев­ну­ясь с И. И. Дмит­рие­вым. В 1808 в ж. «Дра­ма­ти­че­ский вест­ник» опуб­ли­ко­ва­на боль­шая под­бор­ка ба­сен К., а в 1809 вы­шло пер­вое отд. издание. С это­го вре­ме­ни К. пи­сал ис­клю­чи­тель­но бас­ни. По­сле­дую­щие из­да­ния, по­пол­няе­мые но­вы­ми бас­ня­ми, вы­хо­ди­ли в 1811, 1815, 1816, 1819, 1825 и 1830. Ито­го­вое, став­шее ка­но­ни­чес­ким, со­б­ра­ние в 9 кни­гах (197 ба­сен) К. вы­пус­тил в 1843 (в совр. из­да­ни­ях 7-я кн. до­пол­не­на од­ной не про­шед­шей цен­зу­ру бас­ней – «Пё­ст­рые ов­цы»).

Бас­ни К. – итог и вер­ши­на раз­ви­тия это­го жан­ра в рус. лит-ре. «Низ­кий», про­сто­на­род­ный слог, пре­ж­де слу­жив­ший сред­ст­вом дос­ти­же­ния ко­мич. эф­фек­та (напр., у А. П. Су­ма­ро­ко­ва), у К. стал ес­теств. фор­мой вы­ра­же­ния «на­род­ной муд­ро­сти», с ко­то­рой, как пра­ви­ло, со­ли­да­ри­зи­ру­ет­ся и сам ав­тор. Как и в бас­нях И. И. Дмит­рие­ва, у К. все­гда ощу­ти­мо при­сут­ст­вие рас­сказ­чи­ка, иро­нич­но­го и ук­лон­чи­во­го, из­бе­гаю­ще­го пря­мо­ли­ней­ной ди­дак­ти­ки; од­на­ко это уже не про­сто ум­ный скеп­тик, а имен­но рус. че­ло­век с при­су­щи­ми ему «ве­сё­лым лу­кав­ст­вом ума, на­смеш­ли­во­стью и жи­во­пис­ным спо­со­бом вы­ра­жать­ся» (А. С. Пуш­кин. «О пре­ди­сло­вии г-на Ле­мон­те к пе­ре­во­ду ба­сен Кры­ло­ва», 1824). Книж­ная мо­раль, вы­со­кие идеа­лы ра­зу­ма, свя­зан­ные с тра­ди­ци­ей Про­све­ще­ния, не вы­дер­жи­ва­ют у К. столк­но­ве­ния с по­все­днев­ной ре­аль­но­стью и по­срам­ля­ют­ся эле­мен­тар­ной жи­тей­ской муд­ро­стью, ос­но­ван­ной на пе­чаль­ном опы­те мн. по­ко­ле­ний. Ха­рак­тер­ная осо­бен­ность ба­сен К. – на­ли­чие вто­ро­го смы­сло­во­го пла­на, ста­вя­ще­го под со­мне­ние пря­мо вы­ска­зан­ное нра­во­уче­ние; до­ми­ни­ро­ва­ние по­этич. на­ча­ла над ди­дак­ти­че­ским обу­сло­ви­ло ши­ро­кую по­пу­ляр­ность ба­сен К., сде­лав их дос­тоя­ни­ем как дет­ской, так и «взрос­лой» ли­те­ра­ту­ры.

В 1838 со­стоя­лось тор­же­ст­вен­ное че­ст­во­ва­ние К.; в при­вет­ст­вен­ном стих. П. А. Вя­зем­ско­го («Песнь в день юби­лея И. А. Кры­ло­ва») впер­вые про­зву­ча­ло сло­во­со­че­та­ние «де­душ­ка Кры­лов». В 1855 в Лет­нем са­ду был воз­двиг­нут па­мят­ник К. (скульп­тор П. К. Клодт) – пер­вый в С.-Пе­тер­бур­ге па­мят­ник пи­сате­лю.

Соч.: Полн. собр. соч.: В 3 т. М., 1944–1946; Бас­ни. М.; Л., 1956; Соч.: В 2 т. М., 1984; Полн. собр. дра­ма­ти­че­ских соч. СПб., 2001; Поч­та ду­хов… М., 2003.

Лит.: И. А. Кры­лов. Ис­сле­до­ва­ния и ма­те­риа­лы. М., 1947; Сте­па­нов Н. Л. Кры­лов. Жизнь и твор­че­ст­во. 2-е изд. М., 1969; И. А. Кры­лов. Про­бле­мы твор­че­ст­ва. Л., 1975; И. А. Кры­лов в вос­по­ми­на­ни­ях со­вре­мен­ни­ков. М., 1982; Гор­дин М. А., Гор­дин Я. А. Те­атр И. Кры­ло­ва. Л., 1983; Гор­дин М. А. Жизнь И. Кры­ло­ва. М., 1985; Ко­ро­вин В. И. По­эт и муд­рец. Кни­га об И. Кры­ло­ве. М., 1996; И. А. Кры­лов и пра­во­сла­вие: Сб. ста­тей. М., 2006.

Вернуться к началу