Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГОХУА́

Авторы: Н. А. Виноградова
Гохуа. Сюй Бэйхун. «Лошади». 1953. Музей западного и восточного искусства (Киев).
Гохуа. Ци Байши. «Цветы».

ГОХУА́ (кит. – на­цио­наль­ная жи­во­пись) (чжун­гохуа), кит. тра­ди­ци­он­ная жи­во­пись ми­не­раль­ны­ми и рас­ти­тель­ны­ми во­дя­ны­ми крас­ка­ми и ту­шью на шёл­ко­вых и бу­маж­ных свит­ках, вее­рах, эк­ра­нах, аль­бом­ных лис­тах. Тер­мин «Г.» воз­ник на ру­бе­же 19–20 вв. как про­ти­во­пос­тав­ле­ние юхуа – «мас­ля­ной (или си­янхуа – за­пад­ной) жи­во­пи­си», от­ли­чаю­щей­ся приё­ма­ми и ме­то­да­ми ис­пол­не­ния, прив­не­сён­ны­ми из Ев­ро­пы. Про­из­ве­де­ни­ям Г., ос­но­ван­ным на со­еди­нении жи­во­пис­ной и гра­фич. тех­ни­ки, с вклю­че­ни­ем в ком­по­зи­цию кал­ли­гра­фич. над­пи­си, свой­ст­вен­ны фи­лос. глу­би­на, по­этич­ность, тон­кое чув­ст­во при­ро­ды, тя­га к веч­ным те­мам бы­тия. Ху­дож­ни­ки Г. ис­поль­зу­ют вы­ра­бо­тан­ные с древ­но­сти приё­мы, в т. ч. по­вы­ше­ние ро­ли ней­траль­но­го фо­на, что в со­че­та­нии с ра­зомк­ну­той ком­по­зи­ци­ей соз­да­ёт ощу­ще­ние не­ог­ра­нич. про­стран­ст­ва, при­ме­не­ние рас­се­ян­ной пер­спек­ти­вы (взгляд на мир с птичь­е­го по­лё­та), варь­и­ро­ва­ние творч. ма­нер гун-би и сё-и. Ха­рак­тер­на при­вер­жен­ность тра­диц. жан­рам: жэнь-ухуа (лю­ди), шань-шуй (го­ры-во­ды), хуа-няо (цве­ты-пти­цы). В кон. 19 – нач. 20 вв. Жэнь Бо­нянь, У Чан­ши и др. соз­да­ют про­из­ве­де­ния, в це­лом со­хра­няю­щие ср.-век. спе­ци­фи­ку, но от­ли­чаю­щие­ся бо­лее жи­вым и от­кры­тым взгля­дом на мир. С середины 20 в. в Г. на­ме­ти­лись два на­прав­ле­ния – тра­ди­ци­он­ное, но с прив­не­сени­ем яр­ких инди­ви­ду­аль­ных черт, зна­чительным рас­ши­ре­ни­ем те­ма­ти­ки (Ци Бай­ши, Пань Тянь­шоу, Ли Кэ­жань, Фу Бао­ши), и син­те­зи­рую­щее, объ­е­ди­няю­щее ас­со­циа­тив­ный язык кит. жи­во­пи­си с ев­роп. приё­ма­ми све­то­те­не­вой мо­де­ли­ров­ки объ­ё­ма, ли­ней­ной пер­спек­ти­вы (Сюй Бэй­хун и др.). К кон. 20 в. сре­ди мно­же­ст­ва но­вых на­прав­ле­ний Г. ве­ду­щим ос­та­ёт­ся тра­ди­ци­он­ное.

Лит.: Ни­ко­лае­ва Н. О на­цио­наль­ной тра­ди­ции в со­вре­мен­ной ки­тай­ской жи­во­пи­си го­хуа // Ху­до­же­ст­вен­ные на­прав­ле­ния в со­вре­мен­ном за­ру­беж­ном ис­кус­ст­ве. М., 1959.

Вернуться к началу