Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СЁ-И

Авторы: В. Г. Белозёрова

СЁ-И, се и (кит. – от­ра­жать идею), сти­ли­стич. на­прав­ле­ние тра­ди­ци­он­ной кит. жи­во­пи­си. Сфор­ми­ро­ва­лось в 8–12 вв. в сре­де ху­дож­ни­ков-ин­тел­лек­туа­лов (вэнь­жэньхуа), буд­дий­ских и да­ос­ских мо­нахов; бы­ло про­дол­же­но в гохуа. Мо­но­хром­ная ли­бо то­ни­ро­ван­ная тех­ни­ка пись­ма сё-и [цзянь-би, су-би («бы­ст­рая кисть») или цу-би («не­бреж­ная кисть»)] пред­по­ла­га­ла, что­бы в од­ном эс­киз­ном штри­хе вме­ща­лась пла­сти­ка «де­ся­ти ты­сяч штри­хов». Спон­тан­но про­пи­сы­вае­мые эле­мен­ты во­пло­ща­ют ин­туи­тив­ные об­ра­зы, вы­ра­жаю­щие глу­бо­кие фи­лос. смыс­лы. Мас­те­ра на­прав­ле­ния сё-и ра­бо­та­ли пре­им. в жан­рах пей­за­жа и «цве­ты и пти­цы» (хуа­няо). Про­ти­во­по­ложно­стью сё-и яв­ля­ет­ся на­прав­ле­ние гун-би. Тех­ни­ки пись­ма обо­их на­прав­ле­ний с 12 в. не­ред­ко со­че­та­лись в од­ном про­из­ве­де­нии.

Лит.: Сло­во о жи­во­пи­си из Са­да с гор­чич­ное зер­но. М., 2001; Ки­тай­ская жи­во­пись ки­стью: Эн­цик­ло­пе­дия. М., 2007; Тай Мэн-на. Чжун­го ху­эйхуа вэньхуа. Пе­кин, 2008; Hearn Max­well K. How to read Chinese paintings. N. Y., 2008.

Вернуться к началу