Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГУН-БИ́

Авторы: В. Г. Белозёрова
Гун-би. «Вверх по реке в праздник поминовения». Свиток на шёлке (фрагмент). Художник Чжан Цзэдуань. 12 в. Музей Гугун (Пекин).

ГУН-БИ́ (букв. – тща­тель­ная кисть), тех­ни­ка тра­диц. ки­тай­ской жи­во­пи­си, со­ответ­ст­вую­щая сти­ли­стич. на­прав­ле­нию «се­шэн» («изо­бра­жать жизнь»). Г.-б. пред­на­зна­че­на для тон­ко­го пись­ма, пе­ре­даю­ще­го мель­чай­шие де­та­ли изо­бра­жае­мо­го объ­ек­та. При­ме­ня­ет­ся как для за­ри­со­вок с на­ту­ры, так и для про­пи­сы­ва­ния отд. эле­мен­тов ком­по­зи­ции или все­го про­из­ве­де­ния. Ос­но­ву тех­ни­ки Г.-б. со­став­ля­ют мо­де­ли­рую­щие фор­му штри­хи «цунь», су­ще­ст­вую­щие в де­сят­ках раз­но­вид­но­стей. Ка­ж­до­му ви­ду штри­ха со­от­вет­ст­ву­ет оп­ре­де­лён­ный угол на­кло­на кис­ти, си­ла её на­жи­ма и на­прав­ле­ние на­не­се­ния штри­ха. Штри­хи на­кла­ды­ва­ют­ся в стро­го оп­ре­де­лён­ной по­сле­до­ва­тель­но­сти. Тех­ни­ка пред­по­ла­га­ет мно­го­крат­ное про­пи­сы­ва­ние вы­со­хших сло­ёв, что по­зво­ля­ет соз­да­вать бо­га­тые ко­ло­ри­стич. эф­фек­ты. Тех­ни­ка Г.-б. при­ме­ня­лась во всех жан­рах тра­диц. ки­тай­ской жи­во­пи­си. Ей про­ти­во­по­лож­на тех­ни­ка об­об­щён­но­го бы­ст­ро­го пись­ма – цзянь-би.

Лит.: За­вад­ская Е. В. Эс­те­ти­че­ские про­бле­мы жи­во­пи­си ста­ро­го Ки­тая. М., 1975; Kwo D. Chinese brushworks. L., 1981.

Вернуться к началу