Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЦЗЯНЬ-БИ́

Цзянь-би. Лян Кай. «Отшельник». Бумага, тушь. Кон. 12 – нач. 13 вв. Музей Гугун (Тайбэй).

ЦЗЯНЬ-БИ́ (букв. – ла­пи­дар­ная кисть), тех­ни­ка тра­ди­ци­он­ной кит. жи­во­пи­си ту­шью, пред­по­ла­гаю­щая обоб­щён­ное бы­строе пись­мо, не­сколь­ки­ми чер­та­ми схва­ты­ваю­щее ос­нов­ные ха­рак­те­ри­сти­ки объ­ек­та. Пред­став­ля­ет со­бой транс­фор­ми­ро­ван­ную бо­лее ран­нюю «би хуа» (жи­во­пись од­ним маз­ком). Во­пло­ща­ет прин­цип «се и» (букв. – пи­сать идею); близ­ка к ско­ро­пи­си. Воз­ник­ла в кон­це ди­на­стии Тан, рас­цве­та до­стиг­ла при ди­на­стии Сун. Свя­за­на с фи­ло­со­фи­ей буд­дий­ской шко­лы чань. Осн. пред­ста­ви­тель Ц.-би – Лян Кай (кон. 12 – нач. 13 вв.). Ц.-би про­ти­во­по­лож­на тех­ни­ке гун-би; син­тез тех­ник пред­став­лен уже в твор­че­ст­ве мас­те­ров 12–13 вв., а так­же Ши-тао (17–18 вв.), Ли Кэ­жа­ня и др.

Лит.: Sirén O. Chinese painting: Leading maers and principles. N. Y., 1956–1958. Vol. 1–2.

Вернуться к началу