ГОХУА́
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГОХУА́ (кит. – национальная живопись) (чжунгохуа), кит. традиционная живопись минеральными и растительными водяными красками и тушью на шёлковых и бумажных свитках, веерах, экранах, альбомных листах. Термин «Г.» возник на рубеже 19–20 вв. как противопоставление юхуа – «масляной (или сиянхуа – западной) живописи», отличающейся приёмами и методами исполнения, привнесёнными из Европы. Произведениям Г., основанным на соединении живописной и графич. техники, с включением в композицию каллиграфич. надписи, свойственны филос. глубина, поэтичность, тонкое чувство природы, тяга к вечным темам бытия. Художники Г. используют выработанные с древности приёмы, в т. ч. повышение роли нейтрального фона, что в сочетании с разомкнутой композицией создаёт ощущение неогранич. пространства, применение рассеянной перспективы (взгляд на мир с птичьего полёта), варьирование творч. манер гун-би и сё-и. Характерна приверженность традиц. жанрам: жэнь-ухуа (люди), шань-шуй (горы-воды), хуа-няо (цветы-птицы). В кон. 19 – нач. 20 вв. Жэнь Бонянь, У Чанши и др. создают произведения, в целом сохраняющие ср.-век. специфику, но отличающиеся более живым и открытым взглядом на мир. С середины 20 в. в Г. наметились два направления – традиционное, но с привнесением ярких индивидуальных черт, значительным расширением тематики (Ци Байши, Пань Тяньшоу, Ли Кэжань, Фу Баоши), и синтезирующее, объединяющее ассоциативный язык кит. живописи с европ. приёмами светотеневой моделировки объёма, линейной перспективы (Сюй Бэйхун и др.). К кон. 20 в. среди множества новых направлений Г. ведущим остаётся традиционное.