Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЖЭНЬ БОНЯ́НЬ

Авторы: В. Г. Белозёрова

ЖЭНЬ БОНЯ́НЬ (1840, Шань­инь, ны­не Шао­син, пров. Чжэц­зян – 1895, Шан­хай), кит. жи­во­пи­сец, гл. пред­ста­ви­тель шан­хай­ской шко­лы жи­во­пи­си (Шан­хай хуа­пай). Ро­дил­ся в се­мье не­бо­га­то­го тор­гов­ца ри­сом, под­ра­ба­ты­вав­ше­го пи­санием порт­ре­тов. В юно­сти примк­нул к Тай­пин­ско­му вос­ста­нию 1851–64, но по­сле ги­бе­ли от­ца уе­хал в Шан­хай, где и про­жил с не­боль­ши­ми пе­ре­ры­ва­ми б. ч. сво­ей жиз­ни. Пи­сал порт­ре­ты, свит­ки с изо­бра­же­ния­ми жан­ро­вых сцен и по­пу­ляр­ных ис­то­рич. сю­же­тов; рас­пи­сы­вал вее­ра в жан­ре «цве­ты и пти­цы» (хуа­няо). Ж. Б. уда­лось ор­га­нич­но со­еди­нить вы­со­кие тра­ди­ции жи­во­пи­си ин­тел­лек­туа­лов (вэнь­жэньхуа) с не­по­сред­ст­вен­но­стью нар. жи­во­пи­си. В про­из­ве­де­ни­ях Ж. Б. ли­ризм об­ра­зов со­че­та­ет­ся со све­же­стью трак­тов­ки тра­диц. сю­же­тов, а про­сто­та ком­по­зи­ций – с не­ожи­дан­ны­ми ра­кур­са­ми изо­бра­же­ний. Не­при­ну­ж­дён­ное пись­мо па­ря­щей ки­стью, яр­кие и чис­тые цве­та пе­ре­да­ют при­су­щее Ж. Б. от­кры­тое, спо­кой­ное, не­мно­го иро­нич­ное от­но­ше­ние к жиз­ни. Твор­че­ст­во Ж. Б. в зна­чит. ме­ре пред­опре­де­ли­ло фор­ми­ро­ва­ние «нац. жи­во­пи­си» (гохуа) в нач. 20 в. Сре­ди наи­бо­лее из­вест­ных ра­бот: «Ван Сич­жи, со­зер­цаю­щий гу­сей» (1880, Му­зей Гу­гун, Пе­кин), «Су У па­сёт овец» (1883, Нац. ху­дож. му­зей, Пе­кин).

Лит.: Дин Сию­ань. Жэнь Бо­нянь ишу лунь // До-юнь. Шан­хай, 1983.

Вернуться к началу