Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГА́РТМАН ФОН А́УЭ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 6. Москва, 2006, стр. 421

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. Л. Чавчанидзе

ГА́РТМАН ФОН А́УЭ, Харт­ман фон Ауэ (Hartmann von Aue) (ок. 1168 – по­сле 1210), нем. по­эт-мин­не­зин­гер. По све­де­ни­ям, взя­тым из его собств. про­из­ве­де­ний, вас­сал не­кое­го шваб­ско­го ба­ро­на фон Ауэ. Оче­вид­ная об­ра­зо­ван­ность Г. ф. А., зна­ние Вер­ги­лия, Ови­дия и ран­не­хри­сти­ан­ских тек­стов го­во­рят о том, что он окон­чил цер­ков­ную шко­лу. Уча­ст­ник кре­сто­во­го по­хо­да (в 1189 или в 1197).

Твор­че­ст­во Г. ф. А. от­ли­ча­ет­ся не­по­сред­ст­вен­ностью и изя­ще­ст­вом раз­ра­бот­ки тра­диц. мо­ти­вов кур­ту­аз­ной по­эзии в со­че­та­нии с мо­ра­ли­за­тор­ст­вом, вос­при­ня­тым от ду­хов­ной лит-ры. Сре­ди ли­рич. про­из­ве­де­ний Г. ф. А. – лю­бов­ные, «жен­ские», «кре­сто­вые» пес­ни; стих. «Кни­жеч­ка» («Büchlein», ме­ж­ду 1180 и 1185), где в фор­ме диа­ло­га ме­ж­ду ду­шой и те­лом речь идёт и о чув­ст­вен­ной сто­ро­не люб­ви, о склон­но­сти по­эта к «бед­ным жен­щи­нам», бо­лее сго­вор­чи­вым, чем бо­га­тые да­мы. В сти­хотв. ро­ма­нах «Эрек» («Erec», ок. 1185), «Ивейн» («Iwein», ок. 1202) Г. ф. А. впер­вые ввёл в нем. лит-ру сю­же­ты ар­ту­ров­ских ле­генд, за­им­ст­во­вав их у Креть­е­на де Труа. Осн. те­ма ро­ма­нов: кон­фликт ры­цар­ско­го дол­га, под­ра­зу­ме­ваю­ще­го ка­ж­до­днев­ный под­виг, и суп­ру­же­ской люб­ви; рав­но­ве­сие ме­ж­ду ни­ми дос­ти­га­ет­ся бла­го­да­ря бла­го­род­ст­ву ры­ца­ря и вер­но­сти лю­бя­ще­го жен­ско­го серд­ца. Пе­ре­ло­же­ние сюже­тов Креть­е­на де Труа от­ли­ча­ет­ся у Г. ф. А. бо­лее тща­тель­ной мо­ти­ви­ров­кой про­ис­хо­дя­ще­го, чув­ст­вит. ин­то­на­ци­ей по­ве­ст­во­ва­ния, на­зи­да­тель­ны­ми ав­тор­ски­ми сен­тен­ция­ми. Стиль Г. ф. А. ха­рак­те­ри­зу­ет­ся оби­ли­ем ан­ти­тез, иг­рой слов и рифм; не­мно­го­числ. ав­тор­ским от­сту­п­ле­ни­ям при­сущ лёг­кий юмор. В сти­хотв. по­вес­ти «Гре­го­ри­ус» («Grego­ri­us») на сю­жет ле­ген­ды, взя­той из франц. ис­точ­ни­ка, ан­тич­ное пред­с­тав­ле­ние о гу­би­тель­ной си­ле ро­ка (мо­тив ин­це­ста, со­вер­шён­но­го по не­ве­де­нию) со­еди­ня­ет­ся с иде­ей спа­си­тель­но­го хри­сти­ан­ско­го по­кая­ния: ве­ра ока­зы­ва­ет­ся силь­нее судь­бы. По мо­ти­вам по­вес­ти на­пи­сан ро­ман «Из­бран­ник» Т. Ман­на. Сти­хотв. ро­ман «Бед­ный Ген­рих» («Der arme Heinrich», ок. 1195), в ос­но­ве ко­то­ро­го – ро­до­вое пре­да­ние ба­ро­нов фон Ауэ (ге­рой – Ген­рих фон Ауэ), во мно­гом пе­ре­кли­ка­ет­ся с жан­ром жи­тия и ут­вер­жда­ет идею Бо­же­ст­вен­но­го ми­ло­сер­дия как на­гра­ды за сми­ре­ние (сю­жет ро­ма­на по­ло­жен в ос­но­ву од­но­имённой пье­сы Г. Га­упт­ма­на).

Соч.: Werke. Lpz., 1934. Bd 1–3.

Лит.: Sparnaay H. Hartmann von Aue. Stu­dien zu einer Biographie. Darmstadt, 1933–1938. Bd 1–2; Wapnewski P. Hartmann von Aue. 7. Aufl. Stuttg., 1979; Neubuhr E. Bib­liographie zu Hartmann von Aue. B., 1977.

Вернуться к началу