Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГАЛУ́ППИ БАЛЬДАССАРЕ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 6. Москва, 2006, стр. 337

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Б. Галуппи. Гравюра неизвестного художника (Дж. Бернаскони?). Музей театра «Ла Скала» (Милан).

ГАЛУ́ППИ (Galuppi) Баль­дас­са­ре (про­зван Бу­ра­нел­ло, Buranello) (18.10.1706, о. Бу­ра­но, близ Ве­не­ции – 3.1.1785, Ве­не­ция), итал. ком­по­зи­тор. Пред­ста­ви­тель ве­не­ци­ан­ской шко­лы. Учил­ся в Ве­не­ции у А. Лот­ти. С 1720-х гг. мно­го­числ. опе­ры-се­риа Г. ста­ви­лись в го­ро­дах Ита­лии, за­тем в Лон­до­не (где ком­по­зи­тор ра­бо­тал в 1741–43). С 1748 ви­це-ка­пель­мей­стер, в 1762–85 (с пе­ре­ры­вом) ка­пель­мей­стер со­бо­ра Св. Мар­ка и ди­рек­тор кон­сер­ва­то­рии для де­во­чек «Ин­ку­ра­би­ли» в Ве­не­ции. В творч. со­дру­же­ст­ве с К. Голь­до­ни соз­дал но­вый для то­го вре­ме­ни тип ко­мич. опе­ры («ве­сё­лой дра­мы»): «Ар­ка­дия в Брен­те» (1749), «Лун­ный мир» (1750), «Де­ре­вен­ский фи­ло­соф» (1754), «Дья­во­ли­ца» (1755); ут­вер­дил тип «цеп­но­го» фи­на­ла, объ­е­ди­няю­ще­го раз­но­ха­рак­тер­ные (в т. ч. по тем­пу) эпи­зо­ды. В 1765–68 ка­пель­мей­стер Итал. при­двор­ной опер­ной труп­пы в С.-Пе­тер­бур­ге, где на­пи­сал опе­ру-се­риа «Ифи­ге­ния в Тав­ри­де» (1768, либр. М. Коль­тел­ли­ни; при­ме­ча­тель­на оби­ли­ем хо­ро­вых эпи­зо­дов), кан­та­ты «Ос­во­бо­ж­дён­ная доб­ро­де­тель» (1765, текст Л. Лад­за­ро­ни) и «Со­юз Доб­ро­де­те­ли и Кра­со­ты» (1766, текст П. Ме­та­ста­зио, му­зы­ка ут­ра­че­на). С вос­тор­гом от­зы­вал­ся о хо­ре При­двор­ной пев­че­ской ка­пел­лы, для ко­то­ро­го со­чи­нил мно­го­числ. пра­во­слав­ные бо­го­слу­жеб­ные пес­но­пе­ния и 15 ду­хов­ных кон­цер­тов, объ­еди­нив тра­ди­ции итал. мо­те­тов и рус. хо­ро­во­го пе­ния. Его уче­ни­ком был Д. С. Борт­нян­ский, ус­во­ив­ший луч­шие ка­че­ст­ва сти­ля ком­по­зи­то­ра («изя­ще­ст­во, яс­ность и хо­ро­шая мо­ду­ля­ция» – ав­то­ха­рак­те­ри­сти­ка Г.). Ав­тор 30 ора­то­рий, мно­гих ин­ст­ру­мен­таль­ных про­из­ве­де­ний (в т. ч. ок. 130 кла­вир­ных со­нат).

Лит.: Della Corte A. B. Galuppi... Siena, 1948; Бер­ни Ч. Му­зы­каль­ные пу­те­ше­ст­вия. Днев­ник пу­те­ше­ст­вия 1770 г. по Фран­ции и Ита­лии. Л., 1961; Крун­тяе­ва Т. Италь­ян­ская ко­ми­че­ская опе­ра XVIII в. Л., 1981; Wiesend R. Studien zur Opera Seria von B. Galuppi… Tut­zing, 1984. Bd 1–2; Galuppiana 1985: Studi e ricerche. Firenze, 1986; Пор­фирь­е­ва А. Л. Га­луп­пи // Му­зы­каль­ный Пе­тер­бург. СПб., 2000. Т. 1: XVIII в. Кн. 1.

Вернуться к началу