Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГАВР

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 6. Москва, 2006, стр. 232

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. А. Ачкасова

ГАВР (Le Havre), го­род на се­ве­ро-за­па­де Фран­ции, в ре­гио­не Верх­няя Нор­ман­дия, деп-т При­мор­ская Се­на. Нас. 185,1 тыс. чел. (2006). Рас­по­ло­жен в устье р. Се­на, на по­бе­ре­жье прол. Па-де-Ка­ле. Круп­ней­ший по объ­ё­му кон­тей­нер­ных пе­ре­во­зок (1,72 млн. кон­тей­не­ров ДФЭ, 2002) и вто­рой по гру­зо­обо­ро­ту (68 млн. т, 2002) порт Фран­ции. Круп­ный транс­порт­ный узел. Аэ­ро­порт.

Гавр. Вид города.

Г. ос­но­ван в 1517 на мес­те ры­бачь­е­го по­сёл­ка и на­зван Фран­ци­ско­поль (Fran­ciscopolis) в честь ко­ро­ля Фран­ци­ска I. Позд­нее пе­ре­име­но­ван в Гавр-де-Грас (от франц. havre – га­вань). В 17 в. че­рез Г. шла тор­гов­ля фран­цуз­ских Вест-Инд­ской, Се­не­галь­ской и Гви­ней­ской ком­па­ний. В 1524 в Г. по­строе­на верфь, в 1541 – кре­пость (в 1-й пол. 17 в. воз­ве­де­ны до­пол­ни­тель­ные фор­ты). В 1650 в кре­по­сти бы­ли за­то­че­ны ли­де­ры Фрон­ды. В пе­ри­од Се­ми­лет­ней вой­ны 1756–1763 Г. под­верг­ся ата­ке анг­ли­чан. Раз­ви­тие транс­ат­лан­тич. тор­гов­ли и пас­са­жир­ских пе­ре­во­зок во 2-й пол. 19 в. вы­зва­ли ак­тив­ный рост го­ро­да и пор­та. В 1940 был ок­ку­пи­ро­ван герм. вой­ска­ми; кре­пость Г. бы­ла рас­ши­ре­на и ста­ла важ­ным эле­мен­том герм. «Ат­лан­ти­че­ско­го ва­ла». В 1944 Г. был силь­но раз­ру­шен в ре­зуль­та­те на­лё­тов амер.-брит. авиа­ции.

В пё­ст­рой за­строй­ке ста­ро­го го­ро­да со­хра­ни­лись: церк­ви Нотр-Дам (1574–1638, арх. Н. Дюш­мен; часть пор­та­ла ко­ло­коль­ни – 1536), Сен-Фран­суа (16–17 вв.), Отель (1676–1727). В чер­те совр. Г.– аб­бат­ст­во Гра­виль-Сент-Оно­рин (цер­ковь 11–14 вв.; ны­не Му­зей ср.-век. скульп­ту­ры и ар­хео­ло­гии, ос­но­ван в 1926), ц. Сен-Ми­шель в Ин­гу­ви­ле (кон. 15 в.), ста­рые фор­ты Тур­не­виль и Сент-Ан­д­рес. В 1947–56 го­род поч­ти пол­но­стью пе­ре­стро­ен по про­ек­ту О. Пер­ре с но­вы­ми ар­хит. до­ми­нан­та­ми: зда­ни­ем Ра­ту­ши (1952–58, ар­хи­тек­то­ры Пер­ре, Ж. Тур­нан), ан­самб­лем «Во­ро­та океа­на» (1949–56, ар­хи­тек­то­ры Ж. Пу­а­рье, А. Эр­ман), зда­ния­ми «Юж­но­го мор­ско­го фа­са­да» (1952–56), ц. Сен-Жо­зеф (1949–56, ар­хи­тек­то­ры О. Пер­ре, Р. Оди­жье; в ко­ло­коль­не выс. 106 м – ма­як). Сре­ди др. дос­то­при­ме­ча­тель­но­стей: ком­плекс «Вул­кан» (1982, арх. О. Ни­мей­ер; здесь раз­ме­ща­ет­ся Нац. куль­тур­ный центр), мост Нор­ман­дии (1988–94; от­крыт в 1995). За­строй­ка центр. час­ти Г. вне­се­на в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия (2005) как па­мят­ник по­сле­во­ен­ной ар­хи­тек­ту­ры и гра­до­строи­тель­ст­ва. Уни­вер­си­тет (1984). Му­зей изящ­ных ис­кусств Ан­д­ре Маль­ро (1845; про­из­ве­де­ния жив­ших в Г. ху­дож­ни­ков – Э. Бу­де­на, Р. Дю­фи и др.), Му­зей ис­то­рии Гав­ра (1955; в зда­нии 17 в.).

Пор­то­вые функ­ции го­ро­да, ок. 4/5 гру­зо­обо­ро­та ко­то­ро­го со­став­ля­ет нефть, во мно­гом оп­ре­де­ля­ют спе­циа­ли­за­цию пром-сти. Наи­бо­лее раз­ви­ты неф­те­пе­ре­ра­ба­ты­ваю­щая и неф­те­хи­ми­че­ская от­рас­ли (пред­при­ятия «Total», «Exxon», «Shell») и су­до­строе­ние («Ateliers et chan­tiers»), а так­же ав­то­мо­би­ле- («Re­na­ult Sandouville») и авиа­строе­ние («EADS Revima», «Aircelle»), про­из-во це­мен­та («Lafarge»).

Близ Г.– руи­ны аб­бат­ст­ва Жюмь­еж с ром. цер­ко­вью (1052–67), за­мок Тан­кар­виль (основан в 11 в.), го­тич. ба­зи­ли­ка Св. Трои­цы (1168–1219) и ре­нес­санс­ный дво­рец бе­не­дик­тин­ско­го аб­бат­ст­ва в Фе­ка­не.

Лит.: Chotel P. M. Le Havre..., une grande cité maritime. P., 1971.

Вернуться к началу