Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПАС ОКТАВИО

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 406

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Ф. Кофман

ПАС (Paz) Ок­та­вио (31.3.1914, Ме­хи­ко – 19.4.1998, там же), мекс. по­эт, пуб­ли­цист, ди­пло­мат. Из ари­сто­кра­тич. ро­да. Учил­ся на ф-те пра­ва Мекс. нац. ав­то­ном­но­го ун-та. В 1937 по­се­тил Ис­панию. В 1944–45 жил в США. В 1945–51 со­сто­ял на ди­пло­ма­тич. служ­бе в Па­ри­же, где по­зна­ко­мил­ся с круп­ней­ши­ми пред­ста­ви­те­ля­ми сюр­реа­лиз­ма. С 1950-х гг. ак­тив­но кри­ти­ко­вал СССР. В 1962–68 по­сол Мек­си­ки в Ин­дии; с 1968 жил пре­им. в Мек­си­ке.

Де­бю­ти­ро­вал по­этич. сб. «Лес­ная лу­на» («Luna silvestre», 1933); сб. «¡No pa­sarán!» (1936) по­свя­щён Гражд. вой­не в Ис­па­нии 1936–39. Ре­шаю­щее влия­ние на ста­нов­ле­ние творч. ма­не­ры П. ока­за­ли по­эзия С. Мал­лар­ме, Т. С. Элио­та и Э. Па­ун­да, а так­же об­ра­зы и мо­ти­вы фольк­ло­ра амер. ин­дей­цев. Ав­тор сб-ков сти­хо­тво­ре­ний «Сво­бо­да под че­ст­ное сло­во» («Libertad bajo palabra», 1949), «Са­ла­ман­д­ра» («Salamandra», 1962), «Вос­точ­ный склон» («Ladera este», 1969), «Де­ре­ВОв­нутрь» («Arbol adentro», 1987, рус. пер. 1998) и др. В твор­че­ст­ве П., от­ме­чен­ном сме­лы­ми язы­ко­вы­ми экс­пе­ри­мен­та­ми, со­че­та­ют­ся тра­ди­ции исп. ба­рок­ко, ис­па­ноа­ме­ри­кан­ско­го мо­дер­низ­ма, эс­те­ти­ки исп. по­ко­ле­ния 1927 го­да и сюр­реа­лиз­ма.

В кон. 1940-х гг. П. об­ра­тил­ся к фи­лос. и фи­ло­ло­гич. эс­сеи­сти­ке, от­ра­зив­шей влия­ние И. Кан­та, Л. Вит­ген­штей­на, а так­же эк­зи­стен­циа­лиз­ма, струк­ту­ра­лиз­ма, буд­диз­ма. Ос­мыс­ле­ние при­ро­ды ис­кус­ст­ва – в цен­тре сб-ков эс­се «Лук и ли­ра» («El arco y la lira», 1956), «Знак и за­ко­рюч­ка» («El signo y el garabato», 1973), «Двой­ное пла­мя. Лю­бовь и эро­тизм» («La llama doble. Amor y erotismo», 1993) и др. В эс­се «Ла­би­ринт оди­но­че­ст­ва» («El laberinto de la soledad», 1950) соз­дал эт­но­куль­тур­ный порт­рет мек­си­кан­ца. Ав­тор мно­го­числ. пе­ре­во­дов, а так­же ли­те­ра­ту­ро­ведч. ис­сле­до­ва­ний о Х. И. де ла Крус, А. Бре­то­не и др.

Но­бе­лев­ская пр. (1990).

Соч.: Obras completas. 2 ed. Méx., 1994–2004. Vol. 1–15; По­эзия. Кри­ти­ка. Эро­ти­ка. М., 1996; Ос­вя­ще­ние ми­га: По­эзия. Фи­ло­соф­ская эс­сеи­сти­ка. СПб., 2000; Двой­ное пла­мя. Лю­бовь и эро­тизм. М., 2004.

Лит.: Phillips R. The poetic modes of O. Paz. L.; N. Y., 1972; Padrón J. R. O. Paz. Madrid, 1975; Magis C. H. La poesía hermética de O. Paz. Méx., 1978; Wawerla G. Die Lyrik von O. Paz. Fr./M., 1999; Sheridan G. Poeta con paisaje: ensayos sobre la vida de O. Paz. Méx., 2004; Santi E. M. O. Paz: la dimensión estética del ensayo. Méx., 2004; Arriola J. F. La filosofía política en el pensamiento de O. Paz. Méx., 2008.

Вернуться к началу