Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПАЙЮ́Т

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 65-66

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Г. Б. Борисов
Индейцы пайют. Фото 1860-х гг. Арт-галерея Монако (Юрика, штат Невада, США).

ПАЙЮ́Т (са­мо­на­зва­ния – пайют, пай­ю­чи­ме; ны­мы – че­ло­век, лю­ди, ин­дей­цы), груп­па юто-ас­тек­ских на­ро­дов на за­па­де США. Чис­лен­ность 13,8 тыс. чел., в т. ч. 4,4 тыс. ме­ти­сов (2010, пе­ре­пись). Вклю­ча­ет се­вер­ные (нуму, нума; 22 ло­каль­ные груп­пы, юж. груп­пы из­вест­ны как па­ви­от­со) и юж­ные (нунуви; 16 групп, вклю­чая че­меху­эви) П. Север­нопают­ский яз. (нуму) от­но­сит­ся к зап. груп­пе, юж­но­па­ют­ский (юте, ны­вы, ко­ло­ра­до-ри­вер; об­щий с юта) – к юж. груп­пе ну­мий­ской вет­ви юто-ас­тек­ских язы­ков (к ним близ­ки вост. мо­но, или П. до­ли­ны ре­ки Оу­энс). На язы­ках пай­ют го­во­рят 1,4 тыс. чел. (2000, пе­ре­пись), ос­таль­ные пе­ре­шли на англ. яз. Ве­рую­щие – мор­мо­ны, анг­ли­ка­не, пей­о­ти­сты; есть при­вер­жен­цы тра­диц. куль­тов.

Тра­диц. куль­ту­ра П. ти­пич­на для ин­дей­цев Боль­шо­го Бас­сей­на. Сев. П. жили на се­ве­ро-за­па­де шта­та Не­ва­да, се­ве­ро-вос­то­ке шта­та Ка­ли­фор­ния, юго-вос­то­ке шта­та Оре­гон; юж. П. – на юго-вос­то­ке шта­тов Не­ва­да и Ка­ли­фор­ния, юго-за­па­де шта­та Юта и се­ве­ро-за­па­де шта­та Ари­зо­на. За­ни­ма­лись со­би­ра­тель­ст­вом (со­сно­вые оре­хи – пинь­он, ко­рень ка­ма­са, ага­ва, се­ме­на ди­ко­рас­ту­щих рас­те­ний, яго­ды), охо­той (олень, ан­ти­ло­па, пус­тын­ный боль­ше­ро­гий ба­ран, за­яц, кро­лик, сус­лик), ры­бо­лов­ст­вом. Не­ко­то­рые груп­пы юж. П. за­им­ст­во­ва­ли у ин­дей­цев Юго-За­па­да зем­ле­де­лие (ку­ку­ру­за, ты­к­ва, ды­ня, ар­буз, ре­же бо­бы). Бы­ло раз­ви­то пле­те­ние из тра­вы, тро­ст­ни­ка и лу­ба (кор­зи­ны, се­ти, оде­ж­да, тро­ст­ни­ко­вые лод­ки, дет­ские ко­лы­бе­ли и др.); зем­ле­дель­цы де­ла­ли ке­ра­мич. по­су­ду и ку­ри­тель­ные труб­ки. Жи­ли­ще зи­мой ко­ни­че­ское, кры­тое тро­ст­ни­ком и тра­вой (ка­ни), ле­том – на­вес (ха­ба). Оде­ж­да из рас­тит. во­ло­кон и ко­жи: двой­ной пе­ред­ник (у жен­щин) или на­бед­рен­ная по­вяз­ка (у муж­чин), плащ с от­вер­сти­ем для го­ло­вы, го­лов­ной убор усе­чён­но-ко­нич. фор­мы из ко­жи (у муж­чин) или пле­тён­ный из тра­вы (у жен­щин). Обувь – пле­тён­ные из лу­ба сан­да­лии на де­рев. по­дош­ве и мо­ка­си­ны, зи­мой но­си­ли но­го­ви­цы из спле­тён­но­го лу­ба.

Род­ст­вен­ные ма­лые се­мьи (на­но­ди­к­ва – «вме­сте с же­ной») ино­гда объ­е­ди­ня­лись (по 3–10) в хо­зяйств. груп­пы (но­га­ди), ко­че­вав­шие в пре­де­лах оп­ре­де­лён­ной тер­ри­то­рии (ти­биуа) и воз­глав­ляв­шие­ся пред­во­ди­те­лем (пой­на­би), долж­ность ко­то­ро­го обыч­но пе­ре­да­ва­лась внут­ри од­ной се­мьи, но не от от­ца к сы­ну (за ис­клю­че­ни­ем че­меху­эви и ло­каль­ной груп­пы Лас-Ве­га­са). Из­вест­ны по­ли­ги­ния (осо­бен­но у па­ви­от­со), по­ли­ан­д­рия и ле­ви­рат. Си­сте­ма тер­ми­нов род­ст­ва би­фур­ка­тив­но-ли­ней­но­го ти­па в по­ко­ле­нии ро­ди­те­лей и ге­не­рац. ти­па в по­ко­ле­нии эго. Сиб­лин­ги де­лят­ся по от­но­сит. воз­рас­ту и по по­лу; де­ды и баб­ки по ли­нии от­ца и ма­те­ри об­оз­на­ча­ют­ся раз­ны­ми тер­ми­на­ми, ко­то­рые яв­ля­ют­ся вза­им­ны­ми с тер­ми­на­ми для вну­ков. Тра­диц. ре­ли­гия ос­но­ва­на на ве­ре в ма­гич. си­лу (пу­ха), ко­то­рая мо­жет на­хо­дит­ь­ся в лю­бом объ­ек­те и об­ла­дая ко­то­рой че­ло­век мо­жет до­бить­ся ус­пе­ха. Име­лись ша­ма­ны (пу­ху­га­ми). Осн. ми­фо­ло­гич. ге­рои – трик­стер Кой­от и его стар­ший брат и ан­та­го­нист Волк.

Упо­ми­на­ют­ся в исп. ис­точ­ни­ках с 1776, хо­тя ра­нее юж. П. ста­но­ви­лись объ­ек­том исп. охот­ни­ков за ра­ба­ми. С сер. 19 в. по­сто­ян­ные кон­так­ты с мор­мо­на­ми, пе­ре­се­лив­ши­ми­ся в штат Юта. Уве­ли­че­ние чис­ла бе­лых по­се­лен­цев при­ве­ло к во­оруж. кон­флик­там и столк­но­ве­нию с амер. вой­ска­ми. В 1-й пол. 1870-х гг. боль­шин­ст­во П. рас­се­ле­но в ре­зер­ва­ци­ях. Дви­же­ние Пля­ски Ду­ха, ини­ции­ро­ван­ное про­ро­ком Во­во­кой (Джек Уил­сон) из сев. П., за­тро­ну­ло отд. груп­пы П. В 1-й пол. 20 в. ста­ли ра­бо­тать по най­му у бе­лых фер­ме­ров и се­лить­ся не­боль­ши­ми ко­ло­ния­ми на ок­раи­нах го­ро­дов. В 1953–54, во вре­мя кам­па­нии по пре­кра­ще­нию (тер­ми­на­ции) фе­де­раль­ной опе­ки в от­но­ше­нии ре­зер­ва­ций, юж. П. ли­ши­лись 4 ре­зер­ва­ций в шта­те Юта. Совр. П. в осн. за­ня­ты в с. х-ве ре­зер­ва­ций и ра­бо­той по най­му. Раз­ви­ва­ет­ся игор­ный биз­нес (ка­зи­но).

Лит.: Stewart O. C. The Northern Paiute bands. Berk., 1939; Fowler D. D., Fowler C. S. Anthropo­logy of the Numa: J. W. Powell’s manuscripts on the Numic peoples of Western North America, 1868–1880 // Smithsonian Con­tri­bu­tions to Anthropology. 1971. № 14; Kelly I., Fowler C. S. Southern Paiute // Hand­book of North American Indians. Wash., 1986. Vol. 11; Fowler C. S., Liljeblad S. Northern Paiute // Ibid.

Вернуться к началу