Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МОСКО́ВСКИЙ ЕВРЕ́ЙСКИЙ ТЕА́ТР

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 21. Москва, 2012, стр. 290

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. В. Иванов

МОСКО́ВСКИЙ ЕВРЕ́ЙСКИЙ ТЕА́ТР (Мо­с­ков­ский го­су­дар­ст­вен­ный ев­рей­ский те­атр – ГОСЕТ). От­крыл­ся в 1919 в Пет­ро­гра­де под назв. Гос. евр. ка­мер­ный театр (ГОСЕКТ). В 1920 пе­ре­ве­дён в Мо­ск­ву, где в не­го вли­лась Евр. те­ат­раль­ная сту­дия. С 1925 ГОСЕТ. Ос­но­ва­те­лем, худ. рук. и ре­жис­сё­ром поч­ти всех по­ста­но­вок до 1928 был А. М. Гра­нов­ский. С 1929 те­атр воз­глав­лял С. М. Ми­хо­элс. Тра­ди­ция евр. те­ат­ра, у ис­то­ков ко­то­рой сто­ял дра­ма­тург и ак­тёр А. Гольд­фа­ден и ко­то­рая во мно­гом ос­та­ва­лась по­лу­про­фес­сио­наль­ной и «ни­зо­вой», ста­ла до­стоя­ни­ем «ле­во­го ис­кус­ст­ва» в спек­так­лях ГОСЕТа. Ре­жис­сёр­ская во­ля Гра­нов­ско­го оп­ре­де­ли­ла вы­со­кую муз. и жи­во­пис­ную по­ста­но­воч­ную куль­ту­ру те­ат­ра. Во­пло­щая по­пу­ляр­ные в 1920-е гг. идеи «син­те­ти­че­ско­го мас­тер­ст­ва», по­зво­ляю­ще­го ор­га­ни­че­ски со­еди­нять сло­во, пе­ние и та­нец, ак­тё­ры при­да­ва­ли это­му син­те­зу нац. ли­ри­ко-гро­те­ско­вую ха­рак­тер­ность. В 1920-е гг. гл. те­мой ста­ла жизнь евр. мес­теч­ка: эк­зи­стен­ци­аль­ная боль ок­ра­си­ла сце­нич. гро­теск. От са­ти­рич. кар­ти­нок и те­ат­раль­ных па­ро­дий («Ве­чер Шо­лом-Алей­хе­ма», 1921; «200 000» по Шо­лом-Алей­хе­му, 1923; «Три ев­рей­ские изю­мин­ки» И. М. До­б­ру­ши­на и Н. Е. Ойс­лен­де­ра, 1924) ГОСЕТ при­шёл к те­ат­раль­но­му пе­ре­жи­ва­нию тра­гич. судь­бы на­ро­да («Кол­ду­нья» Гольд­фа­де­на, 1922; «Ночь на ста­ром рын­ке» И. Л. Пе­ре­ца, 1925; «Пу­те­ше­ст­вие Ве­ниа­ми­на Третье­го» по Мен­де­ле Мохер-Сфо­ри­му, 1927; «Че­ловек воз­ду­ха» по Шо­лом-Алей­хе­му, 1928). Га­ст­ро­ли 1928 (Гер­ма­ния, Ав­ст­рия, Фран­ция, Гол­лан­дия, Бель­гия) по­ка­за­ли, что ху­дож. уни­вер­са­лизм ГОСЕТа яв­ля­ет­ся су­ще­ст­вен­ным ком­по­нен­том ев­роп. сце­нич. иск-ва. К чис­лу выс­ших дос­ти­же­ний те­ат­ра 20 в. от­но­сит­ся по­ста­нов­ка тра­ге­дии «Ко­роль Лир» У. Шек­спи­ра (1935, реж. С. Э. Рад­лов, в за­глав­ной ро­ли Ми­хо­элс). Сре­ди др. спек­так­лей 1930–40-х гг.: «Глу­хой» Д. Р. Бер­гель­сон (1930), «Се­мья Ова­дис» П. Д. Мар­ки­ша и «Су­ла­мифь» С. З. Гал­ки­на по Гольд­фа­де­ну (оба 1937), «Те­вье-мо­лоч­ник» (1938) и «Блу­ж­даю­щие звёз­ды» (1941) по Шо­лом-Алей­хе­му, «Фрей­лехс» З. Шнее­ра (1945). В те­ат­ре ра­бо­та­ли ху­дож­ни­ки: И. М. Ра­би­но­вич, В. Ф. Рын­дин, А. Г. Тыш­лер, Р. Р. Фальк, М. З. Ша­гал. Ве­ду­щи­ми ак­тё­ра­ми, сим­во­ла­ми ГОСЕТа, бы­ли Ми­хо­элс и В. Л. Зус­кин. В труп­пу так­же вхо­ди­ли: М. И. Гольд­блат, Э. Л. Ко­вен­ская, Ю. Я. Мин­ко­ва, Л. М. Ро­зи­на, Л. И. Ром, С. Д. Рот­ба­ум, Д. М. Фин­кельк­ра­ут, И. А. Шид­ло, М. Д. Штей­ман и др. По­сле убий­ст­ва Ми­хо­эл­са и аре­ста Зус­ки­на в ат­мо­сфе­ре «борь­бы с кос­мо­по­ли­тиз­мом» в 1949 ГОСЕТ был за­крыт.

Лит.: С. М. Ми­хо­элс. Ста­тьи, бе­се­ды, ре­чи. Вос­по­ми­на­ния о Ми­хо­эл­се. 3-е изд. М., 1981; Ива­нов В. В. ГОСЕТ: по­ли­ти­ка и ис­кус­ст­во. 1919–1928. М., 2007.

Вернуться к началу