Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАЙМОНИ́Д МОИСЕЙ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 466-467

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Г. В. Хлебников

МАЙМОНИ́Д Мои­сей (Мо­ше бен Май­мон, ак­ро­ним Рам­бам – Раб­бей­ну Мо­ше бен Май­мон) [30.3.1135, Кор­до­ва, Ис­па­ния – 13.12.1204, Фус­тат (ны­не Ка­ир), Еги­пет; по­хо­ро­нен в Тве­рии (ны­не Из­ра­иль)], иу­дей­ский бо­го­слов, фи­ло­соф, врач.

Отец М., Май­мон бен Ио­сеф, за­ни­мал­ся иу­дей­ским пра­вом, был чле­ном рав­вин­ско­го су­да (дая­ном) Кор­до­вы. В 1148 по­сле за­хва­та го­ро­да Аль­мо­ха­да­ми се­мья М. бе­жа­ла от пре­сле­до­ва­ний, 12 лет ски­та­лась по Ис­па­нии и, воз­мож­но, по Про­ван­су. Со­глас­но му­сульм. ис­точ­ни­кам, се­мья М. фор­маль­но при­ня­ла ис­лам (ме­ж­ду 1150 и 1160). Сам М. счи­тал не­об­хо­ди­мым для ев­рея, при­ну­ж­дае­мо­го в к.-л. стра­не к от­сту­п­ле­нию от ве­ры, уе­хать из неё («Пись­мо о вы­ну­ж­ден­ном от­ступ­ни­че­ст­ве», 1160, на араб. яз.). В 1160 се­мья по­се­ли­лась в г. Фес (Ма­рок­ко), в 1165 пе­ре­еха­ла в Фус­тат. Здесь М. за­нял­ся на­уч. и лит. дея­тель­но­стью, ис­пол­нял обя­зан­но­сти ру­ко­во­ди­те­ля евр. об­щи­ны (офи­ци­аль­но стал её гла­вой в 1177). Ис­пы­ты­вая ма­те­риаль­ные труд­но­сти, об­ра­тил­ся к мед. прак­ти­ке, стал лич­ным вра­чом аль-Фа­ди­ла, ви­зи­ря сул­та­на Са­лах ад-Ди­на. Мо­ги­ла М. в Тве­рии яв­ля­ет­ся ме­стом па­лом­ни­че­ст­ва.

В 1151, в воз­рас­те 16 лет, М. написал трак­тат по ло­ги­ке, в 1158 на­чал ра­бо­ту над ком­мен­та­рия­ми к Миш­не (за­вер­ше­ны в 1168). В дое­ги­пет­ский пе­ри­од жиз­ни на­пи­сал так­же крат­кий трак­тат о евр. ка­лен­да­ре, ряд ком­мен­та­ри­ев к Ва­ви­лон­ско­му Тал­му­ду и труд по га­ла­хи­че­ским во­про­сам в Ие­ру­са­лим­ском Тал­му­де. В Егип­те М. соз­да­ны осн. со­чи­не­ния, при­нёс­шие ему сла­ву и ав­то­ри­тет наи­бо­лее влия­тель­но­го иу­дей­ско­го мыс­ли­те­ля: 14-том­ный труд «Миш­не То­ра» («По­вто­ре­ние За­ко­на», 1180), объ­яс­няю­щий и сис­те­ма­ти­зи­рую­щий За­кон; «Мо­ре не­ву­хим» (на­пи­са­но на араб. яз., на­зва­ние на язы­ке ори­ги­на­ла – «Да­лат алхаи­рин», «Пу­те­во­ди­тель рас­те­рян­ных», 1190); «Иг­ге­рет Тей­ман» («Йе­мен­ское по­сла­ние», ок. 1172); «Маа­мар тхи­ят а-ме­тим» («Рас­су­ж­де­ние о вос­кре­се­нии из мёрт­вых», 1191).

В соч. «Мо­ре не­ву­хим» трак­ту­ют­ся осн. про­бле­мы фи­лос.-бо­го­слов­ской мыс­ли: су­ще­ст­во­ва­ние Бо­га, Его бес­те­лес­ность, един­ст­во, сво­бо­да, тво­ре­ние Бо­гом ми­ра и управ­ле­ние им, связь че­ло­ве­ка с Бо­гом по­сред­ст­вом от­кро­ве­ния, про­ро­че­ст­ва, про­ви­де­ние, сво­бо­да во­ли че­ло­ве­ка, от­но­ше­ние ду­ши и те­ла, во­про­сы эти­ки, бес­смер­тия, пред­на­зна­че­ния че­ло­ве­ка. Цель со­чи­не­ния – дать фи­лос.-гер­ме­нев­тич. ин­тер­пре­та­цию Свя­щен­но­го Пи­са­ния, «тай­нам За­ко­на», разъ­яс­нить от­но­ше­ние Пи­са­ния и фи­ло­со­фии (пре­ж­де все­го, Ари­сто­те­ля), ве­ры и ра­зу­ма. Со­чи­не­ние ока­за­ло боль­шое влия­ние на раз­ви­тие евр. фи­ло­со­фии, а так­же на хри­сти­ан­ских фи­ло­со­фов, в т. ч. на Фо­му Ак­вин­ско­го и Аль­бер­та Ве­ли­ко­го.

В соч. «Се­фер а-миц­вот» (араб. «Ки­таб ал-фа­ра­ид» – «Кни­га за­по­ве­дей») М. пред­ло­жил ло­гич. клас­си­фи­ка­цию 613 за­по­ве­дей (миц­вот) в рам­ках осн. де­ле­ния на пред­пи­са­ния и за­пре­ты. В пре­ди­сло­вии он ука­зал 14 прин­ци­пов, оп­ре­де­ляю­щих дог­ма­ти­ку иу­да­из­ма, сис­те­ма­ти­зи­ро­вал 248 пред­пи­сы­ваю­щих и 365 за­пре­щаю­щих за­по­ве­дей, по­счи­тав не­удов­ле­тво­ри­тель­ны­ми все пре­ды­ду­щие по­пыт­ки их сис­те­ма­ти­за­ции. В «Пись­ме об ас­т­ро­ло­гии» (1194), об­ра­ща­ясь к ев­ре­ям Мар­се­ля, М. пол­но­стью от­ри­цал влия­ние звёзд на де­ла лю­дей. Рес­пон­сы (от­ве­ты на за­про­сы) М. (все­го 464), на­пи­сан­ные на язы­ке за­про­сов (араб­ском или ив­ри­те), сви­де­тель­ст­ву­ют о его ве­ду­щей ро­ли в об­щин­ной жиз­ни ев­ре­ев Егип­та и др. стран. М. так­же ав­тор мед. трак­та­тов.

Ра­цио­на­ли­стич. под­ход М. к ос­но­вам иу­дей­ской фи­ло­со­фии и ми­ро­по­ни­ма­ния, как и по­пыт­ка син­те­за иу­дей­ской тео­ло­гии с ари­сто­те­ли­ан­ской фи­ло­со­фи­ей в её араб. фор­ме, вы­зва­ли кри­ти­ку и не­при­ятие со сто­ро­ны адеп­тов мис­тич. на­прав­ле­ния в иу­да­из­ме (см. в ст. Каб­ба­ла). Тру­ды М. ока­за­ли влия­ние на фи­ло­со­фов эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния (Пи­ко дел­ла Ми­ран­до­ла и др.) и Но­во­го вре­ме­ни (в ча­ст­но­сти, на Спи­но­зу).

Соч.: Из­бран­ное / Пер. Н. Барт­ма­на. Ие­ру­са­лим, 1990. Т. 1–2; Пу­те­во­ди­тель рас­те­рян­ных / Пер. М. А. Шней­де­ра. М., 2003.

Лит.: Hartman D. Maimonides: Torah and phi­losophic quest. Phil., 1976; Leaman O. M. Maimonides. 2nd ed. Richmond, 1997.

Вернуться к началу