Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛУ́ККА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 123-124

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Л. Близнюков, Т. А. Галкина

ЛУ́ККА (Lucca), го­род в Центр. Ита­лии, в обл. Тос­ка­на, адм. центр пров. Лук­ка. Нас. 82,4 тыс. чел. (2010). Рас­по­ло­жен в до­ли­не, со всех сто­рон ок­ру­жён­ной отро­га­ми Апен­нин и Апу­ан­ских Альп, на ле­вом бе­ре­гу р. Сер­кьо, в 18 км от её впа­де­ния в Ли­гу­рий­ское мо­ре. Узел ав­то­мо­биль­ных и же­лез­ных до­рог. Ав­то­стра­дой Л. со­еди­не­на с Фло­рен­ци­ей и Виа­ред­жо. Аэ­ро­порт (внут­рен­ние рей­сы).

Ли­гу­рий­ское по­се­ле­ние Л. впер­вые упо­ми­на­ет­ся в 218 до н. э. В 1 в. н. э. в Л. уч­ре­ж­де­но епи­скоп­ст­во (с 1772 ар­хи­епи­скоп­ст­во). В 6–8 вв. Л. – од­на из ре­зиден­ций лан­го­бард­ских ко­ро­лей, за­тем марк­гра­фов Тос­ка­ны. В кон. 11 – нач. 12 вв. в борь­бе с синь­о­ром-епи­ско­пом в Л. об­ра­зо­ва­лась ком­му­на. В 12–14 вв. круп­ный тор­го­вый и ре­мес­лен­ный центр (про­из-во шёл­ка, сук­на). В 1316 синь­о­ром Л. стал К. Ка­ст­ра­ка­ни, рас­ши­рив­ший её вла­де­ния. В 15–18 вв. Л. – ари­сто­кра­тич. рес­пуб­ли­ка. За­хва­че­на фран­цу­за­ми в 1799–1800, в 1805–14 центр соз­дан­но­го На­по­ле­о­ном I Бо­на­пар­том и пе­ре­дан­но­го под управ­ле­ние его се­ст­ры, Эли­зы Бач­чок­ки, вас­саль­но­го кн-ва Лук­ка и Пьом­би­но. С 1814 центр од­ноим. гер­цог­ст­ва, на­хо­див­ше­го­ся под вла­стью Бур­бо­нов и пе­ре­шед­ше­го в 1847 к Ве­ли­ко­му гер­цог­ст­ву Тос­кан­ско­му. С Тос­ка­ной Л. в 1860 во­шла в Сар­дин­ское ко­ро­лев­ст­во (с 1861 еди­ное Итал. ко­ро­лев­ст­во).

Лукка. Фасад собора Сан-Мартино. Кон. 12 в. – ок. 1204. Архитектор Гвидетто да Комо.

Ис­то­рич. центр Л. – один из наи­бо­лее пол­но со­хра­нив­ших­ся сре­ди го­ро­дов Ита­лии. В пла­ни­ров­ке Л. про­сле­жи­ва­ют­ся чер­ты др.-рим. го­ро­да: пл. Ам­фи­те­ат­ра име­ет фор­му пра­виль­но­го ова­ла, со­от­вет­ст­вую­ще­го аре­не ан­тич­но­го со­ору­же­ния, три­бу­ны ко­то­ро­го бы­ли пе­ре­строе­ны в жи­лые до­ма в хо­де по­сле­дую­щих ве­ков. Со­хра­ни­лись гор. сте­ны с ук­ре­п­ле­ния­ми (в осн. 1544–1650, ин­же­не­ры Б. Лан­чи, Ф. Па­чот­то, М. Од­ди и др.). Ар­хит. об­лик Л. в зна­чит. ме­ре оп­ре­деля­ют хра­мы ро­ман­ско­го сти­ля; их бо­га­то де­ко­ри­ро­ван­ные фа­са­ды ис­пол­не­ны в т. н. лук­ко-пи­зан­ском сти­ле (мно­го­ярус­ные ар­ка­ту­ры, кон­тра­сти­рую­щие с гла­дью сте­ны; по­ли­хро­мия мра­мор­ной об­ли­цов­ки, скульп­ту­ра и т. д.): со­бор Сан-Мар­ти­но [ос­но­ван в 6 в.; современ­ное здание – 1060 – нач. 13 в.; фа­сад кон. 12 в. – ок. 1204, арх. Гви­дет­то да Ко­мо; 4 па­не­ли со сце­на­ми из жиз­ни св. Мар­ти­на и др. эле­мен­ты де­ко­ра фа­са­да – 13 в., лом­бард­ские мас­те­ра и Ник­ко­ло Пи­за­но; в сак­ри­стии – ре­нес­санс­ное над­гро­бие Ила­рии дель Кар­рет­то, скульп­тор Яко­по дел­ла Квер­ча, 1408; ал­тар­ный об­раз «Ма­дон­на с Мла­ден­цем и свя­ты­ми» Д. Гир­лан­дайо; в ле­вом не­фе – мра­мор­ный тем­пь­ет­то («хра­мик») Воль­то-Сан­то, 1480-е гг., арх. М. Чи­ви­та­ли, хра­ня­щий де­рев. рас­пя­тие сер. 11 в., по пре­да­нию, вы­се­чен­ное св. Ни­ко­ди­мом и пере­не­сён­ное в со­бор Л. в 782]; церк­ви – Сан-Фре­диа­но (1112–47; на фа­са­де – мо­заи­ка 13 в., в ин­терь­е­ре – кре­щаль­ная ку­пель сер. 12 в., мра­мор­ный по­лип­тих ра­бо­ты Я. дел­ла Квер­чи; в ка­пел­ле Сант-Аго­сти­но – фре­ски Ами­ко Ас­пер­ти­ни, 1508–09), Сан-Ми­ке­ле-ин-Фо­ро (строи­тель­ст­во на­ча­то ок. 1143, фа­сад 12–13 вв., ко­ло­коль­ня – 12 в., окон­че­на в кон. 19 в.), Сан-Пьет­ро-Со­маль­ди (строи­тель­ст­во на­ча­то ок. 1200) и Сан­та-Ма­рия-Фо­рис­пор­там (нач. 13 в.). Ре­нес­санс­ные па­лац­цо: Про­вин­ча (ра­нее – Па­лац­цо Пуб­ли­ко; 14 в., пе­ре­строе­но в 1577–81 Б. Ам­ма­на­ти), Пре­то­рио (ра­нее – Па­лац­цо дель-По­дес­та; 1494, рас­ши­рен в 1588), ба­роч­ное Па­лац­цо Ман­си (дом се­мьи тор­гов­цев шёл­ком Ман­си кон. 16–17 вв.; ин­терь­е­ры – 17–18 вв.; рос­пи­си муз. са­ло­на – 1688, худ. Дж. Дж. даль Со­ле; ны­не Нац. му­зей и пи­на­ко­те­ка, хра­ня­щая кол­лек­ции жи­во­пи­си и при­клад­но­го иск-ва).

Ака­де­мия на­ук, лит-ры и ис­кусств Л. (1584). Кон­сер­ва­то­рия (1842; с 1943 им. Л. Бок­ке­ри­ни – уро­жен­ца Л.; ны­не Выс­ший муз. ин-т Л. Бок­ке­ри­ни). Фи­ли­ал лон­дон­ской Ев­роп. шко­лы эко­но­ми­ки (1987; фак­ти­че­ски име­ет ста­тус ун-та). Гос. б-ка (1794). Нац. му­зей Вил­лы Гуи­нид­жи (зда­ние 1418; ар­хео­ло­гич. кол­лек­ция, рим. иск-во, ра­бо­ты мас­те­ров ме­ст­ной шко­лы 13–18 вв. и ху­дож­ни­ков, ра­бо­тав­ших в Л.). Ис­то­рич. му­зей Л. Дом-му­зей Дж. Пуч­чи­ни (уро­же­нец Л.). Мн. ста­рин­ные вил­лы в ок­ре­ст­но­стях Л. (Гар­зо­ни, Тор­рид­жиа­ни и др.) от­кры­ты для по­се­ти­те­лей как му­зеи. Те­ат­ры: муз. «Те­ат­ро дель Джи­льо» (опе­ры и ба­ле­ты), дра­ма­тич. «Те­ат­ро ака­де­ми­ко» (1790; в при­го­ро­де Ба­ньи-ди-Лук­ка). Ме­ж­ду­нар. опер­ный фес­ти­валь им. Дж. Пуч­чи­ни (с 1930, ны­не еже­год­ный, про­хо­дит в при­го­ро­де Л. Тор­ре-дель-Ла­го). Ме­ж­ду­нар. са­лон ани­мац. ки­но, Ме­ж­ду­нар. яр­мар­ка ко­мик­сов и ви­део­игр. Бо­та­нич. сад (1820, один из луч­ших пар­ков обл. Тос­ка­на).

Б. ч. пром. пред­при­ятий рас­по­ло­же­на на ок­раи­нах Л. и в бли­жай­ших не­боль­ших го­род­ках. Пров. Лук­ка – ста­рей­ший в Ита­лии и один из са­мых ста­рых в Ев­ро­пе рай­он бу­маж­но­го про­из-ва (с 16 в.); мно­го­числ. бу­маж­ные фаб­ри­ки (в кон. 2000-х гг. ис­поль­зу­ют сы­рьё из стран Скан­ди­на­вии) рас­по­ло­же­ны ме­ж­ду Л. и го­род­ка­ми Ка­пан­но­ри, Аль­то­па­шо, Пор­ка­ри и др. Олив­ко­вое мас­ло пров. Лук­ка счи­та­ет­ся од­ним из луч­ших в Ита­лии. Тра­ди­ци­он­но про­вин­ция сла­вит­ся ре­мес­лен­ным из­го­тов­ле­ни­ем со­ло­мен­ных из­де­лий (сум­ки, шля­пы, кор­зин­ки); име­ют­ся мно­го­числ. не­боль­шие обув­ные фаб­ри­ки. В Л. и при­го­ро­дах – пред­при­ятия тек­стиль­ной и три­ко­таж­ной, швей­ной, та­бач­ной (с 19 в. в Л. вы­пуска­ют из­вест­ные тос­кан­ские си­га­ры) пром-сти. Про­из-во ме­бе­ли, лис­то­во­го стек­ла («Fregius s. r. l.»), ке­ра­мич. из­де­лий, хи­мич. про­дук­ции (бы­то­вая хи­мия; хи­мич. про­дук­ты для обув­ной пром-сти – ла­ки, крас­ки и др.). Не­боль­шие де­ре­во­об­ра­ба­ты­ваю­щие и ме­тал­ло­об­ра­ба­ты­ваю­щие пред­при­ятия.

В ок­ре­ст­но­стях Л., в Ба­ньи-ди-Лук­ка, – тер­маль­ные ис­точ­ни­ки.

Лит.: Baracchini G., Caleca A. Il duomo di Luc­ca. Lucca, 1973; Mencacci P., Zecchini M. Luc­ca romana. Lucca, 1981; Kopp-Schmidt G. Die Skulpturen der Fassade von San Martino in Luc­ca. Worms, 1981; Matraia G. Lucca nel mille­duecento. Lucca, 1843. Lucca, 1983; Silva R. La Basilica di San Frediano in Lucca, urbanis­tica, architettura, arredo. Lucca, 1985; Manselli R. La Repubblica di Lucca. Torino, 1986; Belli Barsali I. Lucca. Guida alla cittа̀. 2 ed. Lucca, 1988; Palazzo Mansi, Lucca. Roma, 2002.

Вернуться к началу