Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛЕВОБЕРЕ́ЖНАЯ УКРАИ́НА

Авторы: Д. Ю. Степанов

ЛЕВОБЕРЕ́ЖНАЯ УКРАИ́НА (укр. Ліво­бережна Україна), адм.-по­ли­тич. об­ра­зо­ва­ние на ле­вом бе­ре­гу р. Днепр в сер. 17 – 2-й пол. 18 вв. Её тер­ри­то­рия на за­па­де на­чи­на­лась от р. Днепр, на се­ве­ре до­хо­ди­ла до бас­сей­на рек Ипуть и Су­дость, на вос­то­ке – до сред­не­го те­че­ния рек Дес­на и Сейм, верх­не­го те­че­ния р. Су­ла, сред­не­го те­че­ния рек Псёл и Вор­ск­ла, на юго-вос­то­ке – до р. Се­вер­ский До­нец, на юге – до днеп­ров­ских по­ро­гов. Гет­ма­ну Л. У. но­ми­наль­но под­чи­ня­лись За­по­рож­ская Сечь (2-я пол. 17 – нач. 18 вв.) и Но­вая Сечь (1750–64), од­на­ко фак­ти­че­ски они ос­та­ва­лись не­за­ви­си­мы­ми. Це­нт­ры – г. Глу­хов (1663–69, 1708–64), г. Ба­ту­рин (1669–1708).

Л. У. сло­жи­лась на час­ти тер­ри­то­рии Ук­раи­ны, во­шед­шей в со­став Рус. гос-ва в со­от­вет­ст­вии с при­ня­ты­ми на ос­но­ва­нии об­ра­ще­ний гет­ма­на Б. М. Хмель­ниц­ко­го ре­ше­ниями Зем­ских со­бо­ров в Мо­ск­ве (май/июнь и окт. 1653) и Пе­ре­яс­лав­ской ра­ды 1654. Как адм.-по­ли­тич. об­ра­зо­ва­ние офор­ми­лось в 1663, по­сле вы­хо­да из-под кон­тро­ля рус. пра­ви­тель­ст­ва Пра­во­бе­реж­ной Ук­раи­ны. Вхо­ж­де­ние Л. У., а так­же Кие­ва в со­став Рус. гос-ва под­твер­жде­но ме­ж­ду­нар. со­гла­ше­ния­ми – Ан­д­ру­сов­ским пе­ре­ми­ри­ем 1667 и «Веч­ным ми­ром» 1686, за­вер­шив­ши­ми рус.-польск. вой­ну 1654–67.

Л. У. со­хра­ни­ла ав­то­но­мию, оформ­лен­ную Мар­тов­ски­ми стать­я­ми 1654, со­дер­жа­ние ко­то­рых впо­след­ст­вии не­од­но­крат­но под­твер­жда­лось рус. пра­ви­тель­ст­вом. На Л. У. про­дол­жа­ло дей­ст­во­вать во­ен.-адм. управ­ле­ние, сло­жив­шее­ся в кон. 1640-х – нач. 1650-х гг. Пер­во­на­чаль­но де­ли­лась на 12 пол­ков: Глу­хов­ский (до 1665), Зень­ков­ский (до 1672), Ки­ев­ский, Лу­бен­ский, Мир­го­род­ский, Не­жин­ский, Пе­ре­яс­лав­ский, Пол­тав­ский, При­лук­ский, Сос­ниц­кий (ве­ро­ят­но, до 1668), Ста­ро­дуб­ский и Чер­ни­гов­ский. В 1672 об­ра­зо­ван Га­дяч­ский полк. Са­мо­управ­ле­ние на Л. У. осу­ще­ст­в­ля­лось из­би­рае­мы­ми гет­ма­ном и ге­не­раль­ной старши́ной (в неё вхо­ди­ли ге­не­раль­ный обоз­ный, ге­не­раль­ный су­дья, ге­не­раль­ный пи­сарь, ге­не­раль­ный еса­ул, ге­не­раль­ный хо­рун­жий, ге­не­раль­ный под­скар­бий, ге­не­раль­ный бун­чуж­ный); при них дей­ст­во­ва­ла Ге­не­раль­ная вой­ско­вая кан­це­ля­рия (до 1764). Су­деб­ные функ­ции при­над­ле­жа­ли Ге­не­раль­но­му вой­ско­во­му су­ду (до 1785; в 1767 из­би­рае­мые де­пу­та­ты за­ме­не­ны не­пре­мен­ны­ми чле­на­ми).

На Л. У. дей­ст­во­ва­ли нор­мы 3-го Ли­тов­ско­го ста­ту­та, при­ня­то­го в 1588 в Ре­чи По­спо­ли­той (до 1842; см. в ст. Ли­тов­ские ста­ту­ты), до­го­вор­ные ста­тьи гет­ма­нов и рус. пра­ви­тель­ст­ва, гет­ман­ские уни­вер­са­лы, ор­де­ра Гене­раль­ной вой­ско­вой кан­це­ля­рии и не­ко­то­рые об­ще­рос. за­ко­ны. По­пыт­ка уни­фи­ка­ции за­ко­но­да­тель­ст­ва, на­ча­тая Д. П. Апо­сто­лом в 1727, не бы­ла под­дер­жа­на рос. вла­стя­ми («Пра­ва, по ко­то­рым су­дит­ся ма­ло­рос­сий­ский на­род» в 1744 пе­ре­да­ны в Се­нат, но не ут­вер­жде­ны; впер­вые опуб­ли­ко­ва­ны А. Ф. Кис­тя­ков­ским в 1879). В 1830–40-х гг. на тер­ри­то­рию Л. У. рас­про­стра­не­но дей­ст­вие «Сво­да за­ко­нов Рос­сий­ской им­пе­рии» (1832; 2-е изд., 1842).

В ус­ло­ви­ях рус.-польск. вой­ны 1654–1667, в кон. 1662 – нач. 1663, в Мо­ск­ве об­ра­зо­ван Ма­ло­рос­сий­ский при­каз. В его функ­ции вхо­ди­ли: обес­пе­че­ние офиц. кон­так­тов (на уров­не по­сольств) рус. пра­ви­тель­ст­ва с гет­ма­на­ми, ру­ко­во­дство их внеш­ней по­ли­ти­кой, ор­га­ни­за­ция в ус­ло­ви­ях вой­ны па­рал­лель­ной ме­ст­но­му са­мо­управ­ле­нию при­каз­но-вое­вод­ской сис­те­мы управ­ле­ния, ор­га­ни­за­ция фор­ти­фи­кац. ра­бот в го­ро­дах Л. У., раз­вед­ка и контр­раз­вед­ка на тер­ри­то­рии Л. У., кон­троль за пе­ре­дви­же­ния­ми ино­стран­цев, плен­ных, а так­же жи­те­лей Л. У. по тер­ри­то­рии Рус. гос-ва. По­сле окон­ча­ния рус.-польск. вой­ны 1654–67 Ма­ло­рос­сий­ский при­каз со­хра­нил своё зна­че­ние, с 1671 воз­глав­лял­ся 1-м судь­ёй По­соль­ско­го при­ка­за (позд­нее гла­ва­ми По­соль­ской кан­це­ля­рии и Кол­ле­гии иностр. дел). В Л. У. рус. пра­ви­тель­ст­вом на­зна­ча­лись го­ро­до­вые вое­во­ды, управ­ляв­шие рус. на­се­ле­ни­ем пол­ков.

По­сле из­ме­ны И. С. Ма­зе­пы Рос­сии (1708) во вре­мя Се­вер­ной вой­ны 1700–1721 б. ч. тер­ри­то­рии Л. У. фор­маль­но во­шла в со­став Ки­ев­ской гу­бер­нии. Власть гет­ма­на со­хра­ни­лась, но бы­ла ог­ра­ни­че­на: его вы­бо­ры про­ис­хо­ди­ли с со­гла­сия рос. пра­ви­тель­ст­ва, при нём дол­жен был со­сто­ять пред­ста­ви­тель ца­ря (вое­во­да при гет­ма­не) в со­от­вет­ст­вии с гра­мо­той ца­ря Пет­ра I но­во­му гет­ма­ну – И. И. Ско­ро­пад­ско­му от 30.7(10.8).1709. В 1722 вме­сто Ма­ло­рос­сий­ско­го при­ка­за и вое­во­ды при гет­ма­не для кон­тро­ля над ор­га­на­ми са­мо­управ­ле­ния Л. У. уч­ре­ж­де­на Ма­ло­рос­сий­ская кол­ле­гия, ко­то­рая в ус­ло­ви­ях не­за­ме­щён­но­сти долж­но­сти гет­ма­на (1722–27) ста­ла фак­ти­че­ски гл. ор­га­ном управ­ле­ния Л. У. Из­бран­но­му в 1727 гет­ма­ном Д. П. Апо­сто­лу уда­лось до­бить­ся вос­ста­нов­ле­ния вы­бор­но­сти ор­га­нов са­мо­управ­ле­ния и соб­ст­вен­но­го су­да на Л. У. Од­на­ко ре­ше­ни­ем Вер­хов­но­го тай­но­го со­ве­та от 22.8(2.9).1728 из­бран­ный гет­ман стал ут­вер­ждать­ся в долж­но­сти рос. им­пе­ра­то­ром, а чле­ны ге­не­раль­ной стар­ши­ны и пол­ков­ни­ки на­зна­чать­ся им­пе­ра­то­ром из 2–3 из­бран­ных на эти долж­но­сти кан­ди­да­тов. По­сле смер­ти Апо­сто­ла (янв. 1734) в со­от­вет­ст­вии с «Гра­мо­той, дан­ной ма­ло­рос­сий­ско­му на­ро­ду» от 31.1(11.2).1734 до из­бра­ния но­во­го гет­ма­на об­ра­зо­ва­но под­ве­дом­ст­вен­ное Се­на­ту Прав­ле­ние гет­ман­ско­го уря­ду, ко­то­рое со­ста­ви­ли 3 пред­ста­ви­те­ля ге­не­раль­ной стар­ши­ны и 3 пред­ста­ви­те­ля рос. пра­ви­тель­ст­ва. Для ве­де­ния де­ло­про­из­вод­ст­ва, свя­зан­но­го с Л. У., в Се­на­те дей­ст­во­ва­ли Кан­це­ля­рия ма­ло­рос­сий­ских дел (1734–42) и Экс­пе­ди­ция ма­ло­рос­сий­ских дел (1756–64). Ука­зом имп. Ели­за­ве­ты Пет­ров­ны от 5(16).5.1747 раз­ре­ше­но про­вес­ти вы­бо­ры но­во­го гет­ма­на. 22.2(5.3).1750 на Глу­хов­ской ра­де им был из­бран гр. К. Г. Ра­зу­мов­ский, ут­вер­ждён­ный в этой долж­но­сти ука­зом имп. Ели­за­ве­ты Пет­ров­ны от 5(16).6.1750, в свя­зи с чем Прав­ле­ние гет­ман­ско­го уря­ду ли­к­ви­ди­ро­ва­но. Ука­зом имп. Ека­те­ри­ны II от 10(21).11.1764 долж­ность гет­ма­на уп­разд­не­на. На тер­ри­то­рии Л. У. в 1764 об­ра­зо­ва­на Ма­ло­рос­сий­ская гу­бер­ния, вся пол­но­та вла­сти в ко­то­рой пе­ре­шла к вос­соз­дан­ной Ма­ло­рос­сий­ской кол­ле­гии (су­ще­ст­во­ва­ла до 1786) и её пре­зи­ден­ту гр. П. А. Ру­мян­це­ву (Ру­мян­цев-За­ду­най­ский с 1775).

К 1760-м гг. на­се­ле­ние Л. У. со­став­ля­ло 1,017 млн. чел. (по под­счё­там З. Е. Ко­гу­та). Наи­бо­лее мно­го­чис­лен­ной его ча­стью яв­ля­лось кре­сть­ян­ст­во («по­спо­ли­тые»; ок. 515 тыс. чел. к нач. 1760-х гг.). Важ­ную роль в его жиз­ни иг­ра­ла кре­сть­ян­ская об­щи­на. Во 2-й пол. 17 в. в ре­гио­не су­ще­ст­во­вал боль­шой зе­мель­ный фонд, со­сто­яв­ший из име­ний бе­жав­ших поль­ско-ли­тов. маг­на­тов, а так­же не­ос­во­ен­ных тер­ри­то­рий. За ка­ж­дым кре­сть­я­ни­ном и ка­за­ком, об­ра­ба­ты­вав­ши­ми пус­тую­щий уча­сток зем­ли, при­зна­ва­лось пра­во соб­ст­вен­но­сти на не­го. Та­кая фор­ма зем­ле­вла­де­ния ста­ла на­зы­вать­ся «зай­ман­щи­ной» (юри­ди­че­ски оформ­ле­на уни­вер­са­лом И. М. Брю­хо­вец­ко­го в 1668). Для Л. У. 2-й пол. 17 – нач. 18 вв. ха­рак­те­рен от­но­си­тель­но лёг­кий пе­ре­ход из кре­сть­ян в ка­за­ки, что яви­лось при­чи­ной ши­ро­ко­го рас­про­стра­не­ния дви­же­ния «ищу­щих ка­за­че­ст­ва». Кре­сть­я­не Л. У. об­ла­да­ли пра­вом пе­ре­хо­да от од­но­го фео­да­ла к дру­го­му. В 1708 гет­ман И. С. Ма­зе­па за­пре­тил кре­сть­я­нам пе­ре­хо­дить со сво­им на­де­лом, за­кре­пив за фео­да­ла­ми пра­во соб­ст­вен­но­сти на кре­сть­ян­скую зем­лю. В 18 в. б. ч. кре­сть­ян про­жи­ва­ла на ча­ст­но­вла­дель­че­ских зем­лях (ра­бо­тав­шие на них бы­ли лич­но за­ви­си­мы­ми и счи­та­лись «под­дан­ны­ми» сво­его вла­дель­ца). Осн. рен­той во вла­дель­че­ских име­ни­ях бы­ла двух­днев­ная пан­щи­на, в не­ко­то­рых слу­ча­ях вы­пла­чи­вал­ся де­неж­ный об­рок – чинш. Кре­сть­я­не бы­ли обя­за­ны пла­тить на­лог на со­дер­жа­ние рее­ст­ро­вых ка­за­ков, а с 1709 – рас­квар­ти­ро­ван­ных на Л. У. час­тей рос. ар­мии. Од­на­ко уже в 1750-е гг. боль­шин­ст­во хо­зяйств при­над­ле­жа­ло ма­ло­зе­мель­ным (т. н. ни­щет­ным и край­не­ни­щет­ным) кре­сть­я­нам, ко­то­рые арен­до­ва­ли зем­лю у по­ме­щи­ков, мо­на­сты­рей или го­су­дар­ст­ва или же на­ни­ма­лись в бат­ра­ки к по­ме­щи­кам или за­жи­точ­ным ка­за­кам и кре­сть­я­нам. 3(14).5.1783 ука­зом имп. Ека­те­ри­ны II на Л. У. рас­про­стра­не­но кре­по­ст­ное пра­во. До кон. 18 в. кре­сть­я­не со­став­ля­ли ок. 1/3 на­се­ле­ния го­ро­дов Л. У., мно­гие из ко­то­рых ещё не ут­ра­ти­ли аг­рар­но­го ха­рак­те­ра.

К при­ви­ле­ги­ро­ван­ным сло­ям на­се­ле­ния (не пла­тив­шим на­ло­ги) от­но­си­лись ка­за­че­ст­во, ду­хо­вен­ст­во, а так­же рос. дво­рян­ст­во, про­жи­вав­шее на тер­ри­то­рии Л. У. Ка­за­че­ст­во яв­ля­лось вто­рой по чис­лен­но­сти ка­те­го­ри­ей на­се­ле­ния Л. У. (ок. 455 тыс. чел. в 1760-х гг.). Его выс­ший слой со­став­ля­ла стар­ши­на ка­зац­кая (ок. 2,4 тыс. чел.), пред­ста­ви­те­ли ко­то­рой за­ни­ма­ли все адм. долж­но­сти в сис­те­ме са­мо­управ­ле­ния. Ос­таль­ное ка­за­че­ст­во де­ли­лось на «вы­бор­ных» (ок. 176 тыс. чел.), т. е. спо­соб­ных не­сти во­ен. служ­бу за свой счёт, «под­по­мощ­ни­ков» (ок. 198 тыс. чел.), снаб­жав­ших «вы­бор­ных» про­ви­ан­том и аму­ни­ци­ей, и «под­со­сед­ков» (80 тыс. чел.). По­ло­же­ние по­след­них бы­ло двой­ст­вен­ным: ес­ли они име­ли зем­лю, то счи­та­лись ка­за­ка­ми, ес­ли же нет, то те­ря­ли воз­мож­ность во­ен. служ­бы и на­ни­ма­лись бат­ра­ка­ми для за­ня­тия по­дён­ной ра­бо­той. Осн. обя­зан­но­стью ка­за­че­ст­ва бы­ла во­ен. служ­ба, сна­ча­ла в пол­ках под ко­ман­до­ва­ни­ем гет­ма­на и пол­ков­ни­ков, а за­тем, на­чи­ная с 1709–1710, и в ре­гу­ляр­ных час­тях рос. ар­мии. Че­ло­век, ку­пив­ший зе­мель­ный уча­сток у ка­за­ка, был обя­зан слу­жить. По­сте­пен­ное вклю­че­ние в об­ще­им­пер­скую со­слов­ную сис­те­му при­ви­ле­ги­ро­ван­ных сло­ёв населения Л. У. по­зво­ли­ло вы­ход­цам из стар­ши­ны (напр., Кап­ни­стам, Ко­чу­бе­ям) за­ни­мать выс­шие по­сты на гос. служ­бе и в ар­мии, а пред­ста­ви­те­лям выс­ше­го ду­хо­вен­ст­ва – уча­ст­во­вать в управ­ле­нии де­ла­ми РПЦ. По­сле из­да­ния имп. Ека­те­ри­ной II Жа­ло­ван­ной гра­мо­ты дво­рян­ству 1785 ка­зац­кой стар­ши­не да­ны пра­ва рос. дво­рян­ст­ва, в т. ч. пра­во не слу­жить.

Ос­но­вой эко­но­ми­ки Л. У. яв­ля­лось сель­ское хо­зяй­ст­во (осн. куль­ту­ры – рожь, пше­ни­ца, яч­мень, овёс, го­рох, про­со, а так­же тех­нич. куль­ту­ры – ко­но­п­ля и лён). Осо­бым спро­сом у при­ез­жих куп­цов поль­зо­ва­лись та­бак и мёд. В 1-й четв. 18 в. на Л. У. поя­ви­лись ка­зён­ные ма­ну­фак­ту­ры по про­из-ву сук­на, бу­ма­ги и по­ро­ха. К сер. 18 в. в Рос. им­пе­рии Л. У. ста­ла осн. рай­оном по­ме­щичь­е­го пред­при­ни­ма­тель­ско­го ско­то­вод­ст­ва и ко­не­вод­ст­ва, а так­же круп­ней­шим в Рос­сии цен­тром про­из-ва ви­на и вод­ки (боль­шин­ст­во то­вар­но­го хле­ба, вы­ра­щи­вае­мо­го в ре­гио­не, шло на «ви­но­ку­ре­ние»).

Го­ро­да Л. У. в нач. 18 в. раз­де­ля­лись на «ма­где­бург­ские» (Ки­ев, Пе­ре­яс­лав, Пол­та­ва, Ста­ро­дуб, Чер­ни­гов и др., все­го 11 го­ро­дов, в ко­то­рых со­хра­ня­лось гор. са­мо­управ­ле­ние) и «ра­туш­ные», под­чи­нён­ные соз­дан­ной в 1699 по ука­зу ца­ря Пет­ра I Ра­ту­ше. Не­боль­шие го­ро­да («мес­теч­ки») бы­ли в осн. ча­ст­но­вла­дель­че­ски­ми, мо­на­стыр­ски­ми или «ко­рон­ны­ми». Го­ро­да, где со­хра­ня­лось ма­где­бург­ское пра­во (в ря­де го­ро­дов со­хра­ни­лось до 19 в.), час­то кон­флик­то­ва­ли с гет­ма­ном и пол­ков­ни­ка­ми, об­ра­ща­ясь за под­держ­кой к ца­рю.

Тен­ден­ция к уни­фи­ка­ции адм. и со­ци­аль­ной струк­ту­ры Рос. им­пе­рии по­ло­жи­ла ко­нец спе­ци­фич. адм. уст­рой­ст­ву Л. У. Фор­маль­ным по­во­дом к это­му по­слу­жи­ли жа­ло­бы на­се­ле­ния на при­тес­не­ния со сто­ро­ны пол­ко­вых вла­стей, во­ло­ки­ту и кор­руп­цию су­дов. 16(27).9.1781 имп. Ека­те­ри­на II в рам­ках гу­берн­ской ре­фор­мы 1775 ли­к­ви­ди­ро­ва­ла Ма­ло­рос­сий­скую губ. и пол­ко­вое уст­рой­ст­во (окон­ча­тель­но ор­га­ны са­мо­уп­рав­ле­ния лик­ви­ди­ро­ва­ны к 1786); на тер­ри­то­рии Л. У. соз­да­ны Ки­ев­ское на­ме­ст­ни­че­ст­во, Нов­го­род-Се­вер­ское на­ме­ст­ни­че­ст­во (см. в ст. Нов­го­род-Се­вер­ская гу­бер­ния) и Чер­ни­гов­ское на­ме­ст­ни­че­ст­во (см. в ст. Чер­ни­гов­ская гу­бер­ния). Ны­не тер­ри­то­рию Л. У. за­ни­ма­ют Пол­тав­ская, Чер­ни­гов­ская, а так­же ча­сти Ки­ев­ской, Сум­ской и Чер­кас­ской об­ла­стей Ук­раи­ны.

Лит.: Ла­за­рев­ский А. М. Опи­са­ние ста­рой Ма­ло­рос­сии. К., 1888–1902. Т. 1–3; Дя­ди­чен­ко В. А. На­ри­си суспiльно-полiтичного уст­рою Лівобережної України кiнця XVII – по­чат­ку XVIII столiття. Київ, 1959; Пут­ро А. И. Ле­во­бе­реж­ная Ук­раи­на в со­ста­ве Рос­сий­ско­го го­су­дар­ст­ва во 2-й по­ло­ви­не XVIII в.: Не­ко­то­рые во­про­сы со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го и об­ще­ст­вен­но-по­ли­ти­че­ско­го раз­ви­тия. К., 1988; Гру­шевсь­кий М. С. Історія України-Ру­си. Київ, 1991. Т. 9–10; Ко­гут З. Російський центра­лізм і українська автономія: Лікві­дація Геть­ман­щи­ни, 1760–1830. Київ, 1996; Гур­жiй О. I., Чухлiб Т. В. Геть­мансь­ка Україна. Київ, 1999.

Вернуться к началу