Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КРУ́ГЛИКОВА ЕЛИЗАВЕТА СЕРГЕЕВНА

Е. С. Кругликова. «Женщина! Учись грамоте!» Плакат. 1923.

КРУ́ГЛИКОВА Ели­за­ве­та Сер­ге­ев­на [19(31).1.1865, С.-Пе­тер­бург – 21.7.1941, Ле­нин­град], рос. гра­фик, гра­вёр, жи­во­пи­сец. Ро­ди­лась в се­мье офи­це­ра. Учи­лась в МУЖВЗ (1890–95); в 1895–1914 жи­ла в Па­ри­же, где за­ни­ма­лась в ака­де­ми­ях Вит­ти и Ф. Ко­ла­рос­си. Жи­во­пис­ные пей­за­жи К. кон. 1890-х гг., близ­кие сти­лю мо­дерн, сви­де­тель­ст­ву­ют о влия­нии П. Го­ге­на и пред­вос­хи­ща­ют сти­ли­сти­ку её цвет­ных эс­там­пов. В гра­вю­ре К. пред­по­чи­та­ла ред­кие, по­рой по­лу­за­бы­тые тех­ни­ки (ак­ва­тин­та, мец­цо-тин­то, мяг­кий лак, су­хая иг­ла на ме­тал­ле и на цел­лу­лои­де), при­да­вая им совр. зву­ча­ние. С 1909 об­ра­ти­лась к тех­ни­ке мо­но­ти­пии, ис­поль­зуя все её бо­га­тые воз­мож­но­сти со­че­та­ния жи­во­пи­си и пе­ча­ти [пей­за­жи, на­тюр­мор­ты («бу­ке­ты»), жан­ро­вые сце­ны («Тан­го в Лу­на-пар­ке», 1914); мо­но­ти­пии к собств. кн. «Па­риж на­ка­ну­не вой­ны…» (1916)].

Вме­сте с М. В. До­бу­жин­ским и Г. И. Нар­бу­том К. воз­ро­ди­ла тех­ни­ку си­лу­эта, соз­дав се­рию (ок. 1000 ра­бот) на­де­лён­ных ост­рой вы­ра­зи­тель­но­стью порт­ре­тов рус. по­этов, ху­дож­ни­ков, ак­тё­ров и гос. дея­те­лей (с 1914; из­да­ны час­тич­но в аль­бо­мах: «Си­лу­эты со­вре­мен­ни­ков», 1922; «При­зва­ние по­эта», «Во­ж­ди ре­во­лю­ции», оба 1925). Бы­ла од­ним из ор­га­ни­за­то­ров (1919) и ху­дож­ни­ком Те­ат­ра ма­рио­не­ток в Пет­ро­гра­де. В 1920–1930-е гг. ра­бо­та­ла над пла­ка­та­ми в тех­ни­ке ли­но­гра­вю­ры («Жен­щи­на! Учись гра­мо­те!», 1923, и др.). Пре­по­да­ва­ла пе­чат­ную гра­фи­ку в па­риж­ской ака­де­мии «La Palette» (1909–14) и в Пет­ро­гра­де–Ле­нин­гра­де – в АХ–Вху­те­ма­се (1921–22), Вху­теи­не (1927–29), Выс­шем ин-те фо­то­гра­фии и фо­то­ме­ха­ни­ки (1930-е гг.); сре­ди уче­ни­ков – М. А. Во­ло­шин, М. А. Доб­ров, И. С. Ефи­мов, Н. Я. Си­мо­но­вич-Ефи­мо­ва.

Лит.: Е. С. Круг­ли­ко­ва. Жизнь и твор­че­ст­во. Л., 1969.

Вернуться к началу