Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КРЕСТО́ВСКИЙ ВСЕВОЛОД ВЛАДИМИРОВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 15. Москва, 2010, стр. 709

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




КРЕСТО́ВСКИЙ Все­во­лод Вла­ди­ми­ро­вич [10(22).3.1839, c. Ма­лая Бе­ре­зян­ка Ки­ев­ской губ. – 18(30).1.1895, Вар­ша­ва], рус. пи­са­тель. Дво­ря­нин. Учил­ся на юри­дич. ф-те С.-Пе­терб. ун-та (1857–61). С 1868 на во­ен. служ­бе, при­ни­мал уча­стие в рус.-тур. вой­не 1877–78. С 1892 ре­дак­тор газ. «Вар­шав­ский днев­ник».

Де­бю­ти­ро­вал как по­эт в 1857; со­труд­ни­чал в жур­на­лах. Ран­няя по­эзия К. (ан­то­ло­гич. и лю­бов­но-эро­тич. сти­хи, фольк­лор­ные сти­ли­за­ции) но­сит за­мет­ный от­пе­ча­ток влия­ния А. Н. Май­ко­ва, Л. А. Мея, А. А. Фе­та (сб. «Сти­хи», т. 1–2, 1862). Ши­ро­кую по­пу­ляр­ность К. при­нёс аван­тюр­но-бы­то­вой, в ду­хе «Па­риж­ских тайн» Э. Сю, ро­ман «Пе­тер­бург­ские тру­що­бы: (Кни­га о сы­тых и го­лод­ных)» (ч. 1–6, 1864–66), со­че­тав­ший на­ту­ра­лизм опи­са­ний с ме­ло­дра­ма­тич. эф­фек­та­ми и лов­ко за­кру­чен­ной ин­три­гой, в ко­то­ром К. изо­бра­зил жизнь по­гряз­ше­го в гре­хах и по­ро­ках ве­ли­ко­свет­ско­го об­ще­ст­ва, а так­же пре­сту­п­ле­ния оби­та­те­лей со­ци­аль­но­го дна. Ав­тор ан­ти­ни­ги­ли­сти­че­ских ро­ма­нов «Па­нур­го­во ста­до» (1869) и «Две си­лы» (1874), со­став­ляю­щих ди­ло­гию «Кро­ва­вый пуф», где К., упо­до­бив дви­же­ние «шес­ти­де­сят­ни­ков» Смут­но­му вре­ме­ни, вы­вел об­ра­зы ре­аль­ных лю­дей (в ча­ст­но­сти, дал ка­ри­ка­ту­ру на Н. Г. Чер­ны­шев­ско­го); ро­ман­ной три­ло­гии ан­ти­се­мит­ской на­прав­лен­но­сти («Тьма Еги­пет­ская», 1888; «Та­ма­ра Бен­да­вид», 1889–90; «Тор­же­ст­во Ваа­ла», 1891); по­вес­тей («По­гиб­шее, но ми­лое соз­да­ние», «Бе­сё­нок», обе 1861; «Пчель­ник», 1862, и др.), фи­зио­ло­гич. очер­ков (сб-ки «Пе­тер­бург­ские ти­пы», «Пе­тер­бург­ские зо­ло­то­про­мыш­лен­ни­ки», «Фо­то­гра­фи­че­ские кар­точ­ки пе­тер­бург­ской жиз­ни», 2-е изд.; все 1865) и др.; либ­рет­то опе­ры «Пско­ви­тян­ка» Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва по од­но­им. дра­ме Мея.

Соч.: Собр. соч. СПб., 1899–1900. Т. 1–8; Пе­тер­бург­ские тру­що­бы: (Кни­га о сы­тых и го­лод­ных). М., 1990. Кн. 1–2.

Вернуться к началу