Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КОЛЛЕ́ГИУМ МУ́ЗИКУМ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 484

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




КОЛЛЕ́ГИУМ МУ́ЗИКУМ (лат. Collegium musicum – му­зы­каль­ное со­дру­же­ст­во), об­ще­ст­во про­све­щён­ных лю­би­те­лей, со­би­рав­ших­ся для со­вме­ст­но­го му­зи­ци­рова­ния и про­слу­ши­ва­ния му­зы­ки. По­доб­ные об­ще­ст­ва за­ро­ди­лись в стра­нах Центр. Ев­ро­пы (осо­бен­но ха­рак­тер­ны для Гер­ма­нии) в 16–17 вв. в ка­че­ст­ве аль­тер­на­ти­вы проф. за­ня­ти­ям му­зы­кой при церк­ви и дво­ре. В ран­ний пе­ри­од К. м. поч­ти не от­ли­ча­лись от др. муз. об­ществ: ре­пер­ту­ар К. м. в Тор­гау (ок. 1568), Вер­ни­ге­ро­де (1588), Цю­ри­хе (1613), Пра­ге (1616), Санкт-Гал­ле­не (1620), Бре­ме­не (1621) со­став­ля­ла пре­им. во­каль­ная цер­ков­ная му­зы­ка. В Гер­ма­нии 2-й пол. 17 в. в кон­цер­тах К. м. на­ря­ду с лю­би­те­ля­ми при­ни­ма­ли уча­стие и го­род­ские проф. му­зы­кан­ты; ос­но­вой ре­пер­туа­ра ста­ла ин­ст­ру­мен­таль­ная му­зы­ка. К. м. вы­пол­ня­ли и важ­ную об­ра­зо­ва­тель­ную функ­цию. Их со­ци­аль­ной ос­но­вой бы­ли пред­ста­ви­те­ли гор. бур­жуа­зии (во Франк­фур­те-на-Май­не), тор­гов­цы (в Гам­бур­ге), сту­ден­че­ст­во (в Лейп­ци­ге). Гам­бург­ский К. м. (ос­но­ван ок. 1660 по ини­циа­ти­ве М. Век­ма­на, на­счи­ты­вал при­мер­но 50 чел.) уст­раи­вал пуб­лич­ные кон­цер­ты по­пу­ляр­ной итал., австр., нем. му­зы­ки. Г. Ф. Те­ле­ман, с дея­тель­но­стью ко­то­ро­го свя­зан рас­цвет К. м., ак­ти­ви­зи­ро­вал их ра­бо­ту в Лейп­ци­ге (1702), Франк­фур­те-на-Май­не (1713) и Гам­бур­ге (1722). Ру­ко­во­ди­те­ля­ми не­сколь­ких лейп­циг­ских К. м. в раз­ное вре­мя бы­ли И. Ку­нау (1688), И. Ф. Фаш (1708), И. С. Бах (1729–37, 1739 – нач. 1740-х гг.) и др. из­вест­ные му­зы­кан­ты; муз. со­б­ра­ния (пер­во­на­чаль­но ре­гу­ляр­ные) про­во­ди­лись в по­ме­ще­ни­ях ун-та, ка­фе, в ча­ст­ных до­мах. При Те­ле­ма­не К. м. в Гам­бур­ге фак­ти­че­ски яв­лял­ся уже ор­га­ни­за­ци­ей проф. му­зы­кан­тов, ко­то­рая да­ва­ла ре­гу­ляр­ные кон­цер­ты (в т. ч. ис­пол­ня­лись круп­ные муз. со­чи­не­ния) и взи­ма­ла пла­ту за вход. Об­ще­ст­ва, по­доб­ные нем. К. м., воз­ник­ли в 18 в. в Анг­лии, Фран­ции, Ита­лии, США и др. стра­нах. К нач. 19 в. они со­хра­ни­лись лишь в не­боль­ших го­ро­дах Швей­ца­рии, где об­ла­стью их дея­тель­ности ос­та­ва­лось хо­ро­вое му­зи­ци­ро­ва­ние. В 20 в. об­ще­ст­ва под назв. К. м. ста­ли воз­ро­ж­дать­ся на но­вой ос­но­ве, как след­ст­вие подъ­ё­ма на­уч. и об­ществ. ин­те­ре­са к ста­рин­ной му­зы­ке. В 1909 по ини­циа­ти­ве X. Ри­ма­на ос­но­ван К. м. при Лейп­циг­ском ун-те; по его об­раз­цу соз­да­ны К. м. в др. не­мец­ких (позд­нее и в др. ев­ро­пей­ских) ун-тах. С 1940-х гг., бла­го­да­ря дея­тель­но­сти П. Хин­де­ми­та в Йель­ском ун-те и В. Апе­ля в Гар­вард­ском ун-те, К. м. по­лу­чи­ли зна­чит. рас­про­стра­не­ние в США.

Вернуться к началу