Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КЛАВИАТУ́РА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 205

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




КЛАВИАТУ́РА (нем. Klaviatur, от лат. cla­vis – ключ), 1) сис­те­ма кла­виш для из­вле­че­ния зву­ка на кла­виш­ных му­зы­каль­ных ин­ст­ру­мен­тах. Кла­ви­ши при­во­дят в дей­ст­вие ры­чаж­ный ме­ха­низм или элек­трон­ное управ­ле­ние, слу­жа­щие для вклю­че­ния и вы­клю­че­ния ис­точ­ни­ка зву­ка. К. совр. фор­те­пиа­но счи­та­ет­ся стан­дарт­ной в от­но­ше­нии фор­мы кла­виш (пря­мо­уголь­ной), их ве­ли­чи­ны, цве­та, рас­по­ло­же­ния (в 2 ря­да: ниж­ний – бе­лый, с 7 кла­ви­ша­ми в ок­та­ве, со­от­вет­ствую­щи­ми зву­кам диа­то­ни­ки; верх­ний – чёр­ный, с 5 кла­ви­ша­ми, до­пол­няю­щи­ми зву­ко­ряд ок­та­вы до хро­ма­ти­че­ско­го в пре­де­лах рав­но­мер­но тем­пе­ри­ро­ван­но­го строя). Макс. диа­па­зон фп. К. (св. 7 ок­тав) – у роя­ля (с нач. 20 в.). Фп. К. сфор­ми­ро­ва­лась в со­от­вет­ст­вии с ху­дож. тре­бо­ва­ния­ми вре­ме­ни, с раз­ви­ти­ем ро­ман­тич. пиа­низ­ма.

В бо­лее ран­них ин­ст­ру­мен­тах встре­ча­ют­ся раз­ные ва­ри­ан­ты К., в т. ч. с раз­ной рас­крас­кой кла­виш (в кла­ви­рах 17 – нач. 19 вв. ниж­ний ряд не­ред­ко чёр­ный, а верх­ний – бе­лый). В 16 – нач. 18 вв. (в итал. ор­га­нах до сер. 19 в.) в ба­со­вой час­ти К. не­ред­ко ис­поль­зо­ва­лась т. н. ко­рот­кая ок­та­ва (с про­пус­ком нот), что бы­ло свя­за­но с эко­но­ми­ей мес­та и удоб­ст­вом иг­ры ши­ро­ких ин­тер­ва­лов в ус­ло­ви­ях ог­ра­ни­чен­но­го упот­реб­ле­ния хро­ма­тич. сту­пе­ней в ба­сах. Кро­ме то­го, в 16–17 вв. строи­лись кла­ве­си­ны, имев­шие бо­лее 12 кла­виш в ок­та­ве (до 30; раз­ные кла­ви­ши для раз­ных хро­ма­тич. сту­пе­ней, напр. для cis и des) и да­вав­шие воз­мож­ность иг­ры во всех то­наль­но­стях чис­то­го и сред­не­то­но­во­го стро­ёв (боль­шо­го рас­про­стра­не­ния та­кие К. не по­лу­чи­ли). Ор­ган, кла­ве­син, фис­гар­мо­ния, элек­тро­ор­ган мо­гут иметь не­сколь­ко руч­ных К. – ма­нуа­лов (са­мые боль­шие ор­га­ны – до 7); те же ин­ст­ру­мен­ты (кро­ме фис­гар­мо­нии) и ка­рий­он мо­гут иметь и К. для ног – пе­даль. Не­стан­дарт­ные К. встре­ча­ют­ся не толь­ко в бо­лее ран­них ин­ст­ру­мен­тах, но и в экс­пе­рим. сис­те­мах 19–20 вв. (напр., «эн­гар­мо­ни­че­ское фор­те­пиа­но», скон­ст­руи­ро­ван­ное В. Ф. Одо­ев­ским).

К. др. ти­пов встре­ча­ют­ся у гар­мо­ник, бая­нов, ак­кор­де­о­нов (с кла­ви­ша­ми в ви­де кно­пок, груп­пи­рую­щих­ся осо­бым об­ра­зом, кро­ме пра­вой К. ак­кор­де­о­на – фор­те­пи­ан­но­го ти­па), ко­лёс­ной ли­ры и др.

2) Со­во­куп­ность кла­виш в разл. устрой­ст­вах для вво­да ин­фор­ма­ции и/или уп­рав­ляю­щих ко­манд с ис­поль­зо­ва­ни­ем мик­ро­схем (К. компь­ю­те­ра и др.) ли­бо ры­чаж­но­го ме­ха­низ­ма (напр., в пи­шу­щей ма­ши­не).

Вернуться к началу