Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАРТЬЕ́

КАРТЬЕ́ (Cartier), се­мья франц. юве­ли­ров 19–20 вв.

Луи Картье. Часы-браслет. Золото; оправа – зелёная эмаль по гильошированному фону с пояском из роз; 5 сапфиров-кабошонов; браслет муаровый. 1909. Музей Дома Картье.

Гла­ва се­мьи – Луи Фран­суа (1819, Па­риж – 1904, там же), ро­дил­ся в се­мье вла­дель­ца мас­тер­ской, из­го­тов­ляв­шей по­ро­хов­ни­цы. Был под­мас­терь­ем юве­ли­ра А. Пи­ка­ра; в 1847 стал его пре­ем­ни­ком, ос­но­ва­те­лем До­ма К., вла­дель­цем ма­га­зи­на (с 1859) на Италь­ян­ском буль­ва­ре в Па­ри­же. Из­де­лия К. (ко­лье, под­вес­ки, брас­ле­ты, ку­ло­ны, серь­ги, це­поч­ки, кар­ман­ные ча­сы и шат­ле­ны для ча­сов, так­же фла­ко­ны, та­ба­кер­ки, порт­си­га­ры, пе­ча­ти и т. п.), от­ве­чав­шие эле­гант­ной рос­ко­ши Вто­рой им­пе­рии сти­ля, поль­зо­ва­лись боль­шой по­пу­ляр­но­стью в кру­гах выс­ше­го об­ще­ст­ва (в чис­ле за­каз­чи­ков бы­ли прин­цес­са Ма­тиль­да и имп. Ев­ге­ния). Уча­стие До­ма К. во Все­мир­ных вы­став­ках 1878 и 1889 в Па­ри­же под­твер­ди­ло при­ори­тет Фран­ции в юве­лир­ном иск-ве сво­его вре­ме­ни.

А. Картье. Две бульонные чаши и тарелка. Серебро, гравировка. Ок. 1885. Музей Дома Картье (Париж).

Пре­ем­ни­ком Луи Фран­суа в 1874 стал его един­ст­вен­ный сын и уче­ник Альф­ред (1841, Па­риж – 1925, там же). Соз­да­вае­мые в это вре­мя фир­мой К. юве­лир­ные про­из­ве­де­ния, а так­же сер­ви­зы из зо­ло­та и се­реб­ра, ча­сы сви­де­тель­ст­ву­ют о сти­ли­стич. эк­лек­тиз­ме (ис­поль­зо­ва­ние еги­пет­ско­го сти­ля, эт­рус­ско­го сти­ля, сти­ля Лю­до­ви­ка XVI и др.). Аль­ф­ред не­ред­ко ис­поль­зо­вал эф­фект со­че­та­ния дра­го­цен­ных кам­ней со стро­гой про­сто­той об­рам­ле­ния, мо­ти­вы бан­та (вос­хо­дя­щие к 17 в.), изо­бра­же­ния цве­тов и жи­вот­ных (ба­боч­ки, стре­ко­зы, дель­фи­ны, хи­ме­ры и т. д.). Сы­новь­я­ми Альф­ре­да бы­ли Пьер [1878, Па­риж – 27.10.1965, Же­не­ва (?)], воз­гла­вив­ший фи­ли­ал До­ма К. в Нью-Йор­ке (1908), Жак (1884, Па­риж – 1942), воз­гла­вив­ший фи­ли­ал До­ма К. в Лон­до­не (1902), и Луи, наи­бо­лее из­вест­ный пред­ста­ви­тель фа­ми­лии.

Луи Картье. Брошь. Сапфир-кабошон в фигурном картуше из перламутра, бриллиантов и оникса; прямоугольное обрамление из горного хрусталя с 2 жемчужинами в интервалах. 1924. Музей Дома Картье.

Луи (1875, Па­риж – 1942, там же), в 1898 стал ком­пань­о­ном от­ца, за­тем воз­гла­вил Дом К. Вме­сте с со­труд­ни­ка­ми (М. Ро­ли­ном, А. Ше­но, Ш. Жа­ко, Ж. Тус­сен, ча­сов­щи­ком М. Куэ и др.) Луи стре­мил­ся к обо­га­ще­нию язы­ка форм юве­лир­но­го иск-ва за счёт ис­поль­зо­ва­ния мо­ти­вов франц. ор­на­мен­та 17–18 вв., изу­чал кру­же­во, про­изве­де­ния из ко­ва­но­го же­ле­за, ис­лам­ское и даль­не­вос­точ­ное иск-во; в юве­лир­ных ра­бо­тах фир­ма К. впер­вые на­ча­ла ис­поль­зо­вать пла­ти­ну в со­че­та­нии с брил­лиан­та­ми и жем­чу­гом. Ра­бо­ты До­ма К. (диа­де­мы, ко­лье, бро­ши, ук­ра­ше­ния для кор­са­жа, ча­сы-ку­ло­ны и т. п.) в сти­ле мо­дерн (ар ну­во) от­ме­че­ны стро­го­стью и гиб­ко­стью ли­ний, гар­мо­ни­ей и стро­гим чув­ст­вом ме­ры. В 1904 Луи ис­пол­нил (по за­ка­зу од­но­го из пио­не­ров авиа­ции А. Сан­тос-Дю­мо­на) пер­вые на­руч­ные ча­сы с ко­жа­ным ре­меш­ком. За­каз­чи­ка­ми К. бы­ли мно­гие ев­роп. мо­нар­хи. С 1907 Дом К. не­од­но­крат­но ор­га­ни­зо­вы­вал вы­став­ки в С.-Пе­тер­бур­ге (Луи по­се­тил сто­ли­цу Рос­сии, Мо­ск­ву, и Ки­ев в 1910), где всту­пил в творч. кон­ку­рен­цию с К. Фа­бер­же (так­же от­крыв­шим фи­ли­ал сво­ей фир­мы в Лон­до­не в 1903). В от­ли­чие от эк­лек­тиз­ма из­де­лий Фа­бер­же, фир­ма К. в сво­их эле­гант­ных ра­бо­тах [ча­сы в фор­ме ва­зы или с по­ста­мен­том в ви­де кан­не­ли­ро­ван­ной ко­лон­ны, брас­ле­ты, серь­ги, аро­мат­ни­цы, пас­халь­ные яй­ца (1906 и 1907) и т. п.] при­дер­жи­ва­лась стро­го­сти сти­ля Лю­до­ви­ка XVI, ис­поль­зуя эма­ли, со­че­та­ния изы­скан­ных и неж­ных то­нов, мо­ти­вы цве­тов. С 1907 ком­по­зи­ции из­де­лий К. уп­ро­ща­лись и ста­но­ви­лись бо­лее гео­мет­ри­че­ски­ми; на­ча­ли пре­об­ла­дать пря­мые и круг­лые ли­нии, сме­лые цве­то­вые ак­кор­ды. В 1920-е гг. твор­че­ст­во К. от­ра­зи­ло гл. тен­ден­ции сти­ля ар де­ко в де­ко­ра­тив­но-при­клад­ном иск-ве.

По­сле 1962 Дом К. был раз­де­лён; с 1973 его воз­глав­ля­ет А. Д. Пе­рен. Ди­зай­не­ры ча­сов про­дол­жа­ют раз­ра­бот­ки Луи К. В 1983 в Париже ор­га­ни­зо­ван Му­зей Дома Кар­тье.

Лит.: Nadelhoffer H. Cartier, König der Ju­we­liere, Juwelier des Könige. Herrsching, 1984; Chazal G., Burollet  T. L’art de Cartier. (Cat.). P., 1989; Barracca J., Negretti G., Nencini F. Le temps de Cartier. Mil., 1989; Ис­кус­ст­во Кар­тье. (Кат. вы­став­ки). СПб., 1992; Colo­g­ni F., Mocchetti E. L’Objet Cartier. P., 1992; Cologni F., Nussbaum E. Cartier, le jouaillier du platine. P.; Lausanne, 1995.

Вернуться к началу