КА́МЕННЫЕ БА́БЫ
-
Рубрика: Археология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КА́МЕННЫЕ БА́БЫ, древние антропоморфные каменные изваяния в степях Евразии. Первоначально рус. нар. название половецких изваяний (возникло в ходе освоения юж.-рус. степей), из-за их массивности и силуэта, подобного дородной женской фигуре; возведение слова к тюрк. «бабá» (дед, предок) ошибочно.
Антропоморфные стелы и изваяния известны на юге Европы и Сибири с позднего неолита и энеолита (кон. 4-го – сер. 3-го тыс. до н. э.). Вероятно, они связаны с космогоническими культами. Для более позднего времени большинством специалистов признаётся их поминальный характер, при том, что оленные камни позднего бронзового и раннего железного веков Центр. Азии обычно лишены облика человека. К. б. скифской археологической культуры и сако-массагетского круга культур реалистичны по стилю. Черты обряда, с которым они связаны, не всегда ясны. Известны случаи, когда большое число К. б. входило в состав сложных культовых комплексов (Байте и др.).
У тюркоязычных народов К. б. всегда портретны, т. к. изображали умершего, участвующего в своём поминальном пиру. К. б. не ставили на могиле, поминки совершались вдалеке от кладбищ. В Тюркском каганате 6–8 вв. н. э. умерший изображён с чашей в правой руке, левая рука лежала на мече, висящем на поясе. Изваяния ставили к востоку от квадратной каменной оградки, лицом на восток, перед ним тянутся балбалы, означавшие побеждённых героем врагов. В мемориалах аристократов II Вост. Тюркского каганата (Кюль-тегина, Бильге-кагана и др.) есть изваяния их супруг (катун) и (под влиянием Китая) чиновников, а также животных. Женские К. б. ставились и на землях Зап. Тюркского каганата. К. б. уйгур 8–9 вв. одиночны, без всяких сооружений, имеют пояса, но лишены оружия, сосуд держат перед грудью двумя руками. К. б. кипчаков тоже держат сосуд двумя руками, лишены оружия, поясов, элементов одежды; лица, в отличие от др. К. б., не портретны, а условны и однотипны; стоят в середине круглых или квадратных каменных выкладок группой от 2 до 6, среди них есть изображения женщин. К этому же канону восходят памятные комплексы половцев 11 – нач. 13 вв. Их К. б. нередко ставились парами и группами внутри каменных сооружений или закапывались в ямы на всю высоту; сосуды держат двумя руками на животе, лица портретны, объёмно высечены тело, одежда, оружие; фигуры сидят на сиденьях, свесив ноги. Эта поза перенята в К. б. Вост. Монголии 13–14 вв.
Истоки портретности К. б. не ясны. Древнейшие поминальные памятники у тюрк. народов (2 в. до н. э. – 5 в. н. э.) имели вид каменного столба, перед вост. стороной которого, в яме, помещались поминальные приношения. Форму столба сохранили все ср.-век. К. б., нередко изображение на них ограничивалось одним лишь лицом или К. б. заменял стоячий камень. Древние хакасы на Енисее и чики в Тувинской котловине также не создавали скульптур; на вертикальной стеле они высекали тамгу и рунич. письменами – имя умершего, слова его плача по закончившейся жизни.