Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАЛУ́ГА

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2021 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. Ю. Замятина (экономика), В. Я. Филимонов (история) /2008/, /2018/. Актуализация: редакция БРЭ /2021/

КАЛУ́ГА, го­род в Рос­сии, адм. центр Ка­луж­ской обл., центр городского округа. Нас. 332,0 тыс. чел. (2020). Рас­по­ло­же­на в вост. час­ти об­лас­ти, на Сред­не­рус­ской воз­вы­шен­но­сти, на р. Ока (при­стань) и ря­де её при­то­ков (Ка­луж­ка, Ячен­ка, Ки­ев­ка и др.). Ж.-д. стан­ция. Узел ав­то­мо­биль­ных до­рог.

История

Во­прос о вре­ме­ни и мес­те ос­но­ва­ния К. ос­та­ёт­ся от­кры­тым. По од­ной из наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ных вер­сий, К. бы­ла за­ло­же­на как кре­пость на ле­вом бе­ре­гу р. Ячен­ка, на мы­су ме­ж­ду Бе­ре­зуй­ским и Го­ро­дец­ким ов­ра­га­ми (т. н. Си­мео­но­во го­ро­ди­ще), ок. сер. 14 в. вел. кн. вла­ди­мир­ским Се­мё­ном Ива­но­ви­чем Гор­дым для за­щи­ты Московского княжества от Великого княжества Ли­тов­ско­го и Зо­ло­той Ор­ды. Пер­вое письм. упо­ми­на­ние о К. встре­ча­ет­ся в гра­мо­те ли­тов. кн. Оль­гер­да пат­ри­арху Кон­стан­ти­но­поль­ско­му Фи­ло­фею (1371). Со­глас­но ду­хов­ной гра­мо­те вел. кн. вла­ди­мир­ско­го Дмит­рия Ива­но­ви­ча Дон­ско­го (1389), К. бы­ла от­да­на в удел его сы­ну Ан­д­рею Дмит­рие­ви­чу. В 1505–18 К. – центр удель­но­го кня­же­ст­ва вел. кн. мо­жай­ско­го Се­мё­на Ива­но­ви­ча, сы­на Ива­на III Ва­силь­е­ви­ча. В 1512 кре­пость К. под­вер­глась на­бе­гу крым­ских та­тар, но ус­тоя­ла. По­сле это­го бы­ла пе­ре­не­сена на ле­вый бе­рег Оки. Во 2-й пол. 16 в. в К. раз­ме­щал­ся пе­ре­до­вой полк рус. войск, уча­ст­во­вав­ший в за­щи­те от набегов крым­ских ха­нов.

В Смут­ное вре­мя жи­те­ли К. под­дер­жа­ли восстание Бо­лот­ни­ко­ва 1606–07. В дек. 1606/янв. 1607 – мае 1607 К., где ук­рыл­ся со свои­ми сто­рон­ни­ка­ми И. И. Бо­лот­ни­ков, без­ус­пеш­но осаж­да­ли пра­ви­тельств. вой­ска. В дек. 1609/янв. 1610 – дек. 1610 К. яв­ля­лась став­кой Лже­дмит­рия II.

В 1-й пол. 17 в. один из опор­ных пунк­тов в борь­бе с Ре­чью По­спо­ли­той. В 1618, во вре­мя по­хо­да войск польск. ко­ро­ле­ви­ча Вла­ди­сла­ва на Мо­ск­ву, К. бы­ла за­хва­че­на и ра­зо­ре­на вой­ска­ми гет­ма­на П. К. Са­гай­дач­но­го, кре­пость со­жже­на. В де­каб­ре то­го же го­да К. за­ня­ли рус. вой­ска. В 1622 к го­ро­ду вновь по­до­шли польск. вой­ска, но бы­ли от­би­ты при­слан­ны­ми из Мо­ск­вы рус. от­ря­да­ми. В сер. 17 в. в К. ак­тив­но раз­ви­ва­лись ре­мёс­ла (об­ра­бот­ка ме­тал­ла, де­ре­ва, ко­жи и др.) и тор­гов­ля, в т. ч. по Оке. В 1708–76 К. – уезд­ный го­род Мо­с­ков­ской гу­бер­нии, в 1719–76 центр Ка­луж­ской про­вин­ции. В 18 в. го­род стал круп­ным тор­гово-пром. цен­тром. Поя­ви­лись пер­вые ма­ну­фак­ту­ры (по­лот­ня­ные, ко­же­вен­ные, мас­ло­бой­ные и др.). В 1776–1929 К. – центр Ка­луж­ской гу­бер­нии (до 1796  Калужского на­ме­ст­ни­че­ст­ва). В 1859–68 на по­ло­же­нии по­чёт­но­го плен­ни­ка в К. жил имам Ша­миль. В 19 в. на­чал­ся спад в хо­зяйств. жиз­ни К. В 1874 по­строе­на ж.-д. ли­ния Ка­лу­га – Ту­ла Сыз­ра­но-Вя­зем­ской ж. д., в 1899 че­рез К. про­шла Мо­с­ков­ско-Кие­во-Во­ро­неж­ская ж. д. Сов. власть в К. бы­ла ус­та­нов­ле­на 28.11(11.12).1917 мир­ным пу­тём. В 1929–34 рай­он­ный центр Московской области, в 1934–44 – Туль­ской области. В Великую Отечественную вой­ну К. бы­ла ок­ку­пи­ро­ва­на герм. вой­ска­ми 13.10–30.12.1941, ос­во­бо­ж­де­на в хо­де Мо­с­ков­ской бит­вы 1941–42. С 5.7.1944 К. – центр Ка­луж­ской об­лас­ти. С 2004 центр городского округа.

Архитектура

Калуга. Гостиный двор. 1782–96, 1811–23. Архитектор И. Д. Ясныгин. Фото А. И. Нагаева

Де­рев. строи­тель­ст­во пре­об­ла­да­ло в К. до 1760-х гг. От ка­мен­ной жи­лой за­строй­ки 17 в. со­хра­ни­лись 2-этаж­ные па­ла­ты Ко­ро­бо­вых в рай­оне За­вер­шья, схо­жие по сво­ему де­ко­ру с близ­ле­жа­щей ц. Св. Ге­ор­гия за Вер­хом (1700–01) на вы­со­ком под­кле­те, с от­кры­ты­ми пер­во­на­чаль­но гуль­би­ща­ми. В ар­хит. тра­ди­ци­ях сер. 17 в. по­строе­ны ка­мен­ные церк­ви – По­кро­ва на Рву (1687 или 1685, ко­ло­коль­ня – 18 в.), Ро­ж­де­ст­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы в Ро­мо­да­но­ве (1691), Спа­са Пре­об­ра­же­ния что под Го­рой (1709–1711, 1802–27), в честь Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри (1709–17, ко­ло­коль­ня и тра­пез­ная – 19 в.), Зна­ме­ния (1720–1731) и Бо­го­яв­ле­ния (1735 или 1746, ко­ло­коль­ня – 1832). В сти­ле ба­рок­ко – церк­ви Ус­пе­ния с 4-ярус­ной ко­ло­коль­ней (1754–62), Св. Ио­ан­на Пред­те­чи (1734–1735), Свя­тых Кос­мы и Да­миа­на (1794), Жён-ми­ро­но­сиц (1798–1815). Сре­ди ря­до­вой ка­мен­ной за­строй­ки 18 в. – скром­ные по мас­шта­бу па­ла­ты Ма­ка­ро­ва (над Бе­ре­зуй­ским ов­ра­гом) и т. н. дом Обо­лен­ско­го (в дей­ст­ви­тель­но­сти – Коль­цо­вых). В по­след­ней четв. 18 в. был раз­ра­бо­тан ген­план К. (ар­хи­тек­то­ры П. Р. Ни­ки­тин и И. Д. Яс­ны­гин, при уча­стии калуж­ско­го на­ме­ст­ни­ка М. Н. Кре­чет­ни­ко­ва), в его ос­но­ве – 3-лу­че­вая схе­ма осн. ма­ги­ст­ра­лей и увяз­ка ре­гу­ляр­но­го гео­мет­рич. пла­на с ме­ст­ны­ми ус­ло­вия­ми. В 1780-е гг. осу­ще­ст­в­ле­на по­строй­ка или за­клад­ка осн. «ка­зён­ных строе­ний» К.: ан­самб­ля При­сут­ст­вен­ных мест (1778–1787, арх. Ни­ки­тин; в стро­гих клас­си­ци­стич. фор­мах), Тро­иц­ко­го со­бо­ра (за­ло­жен по по­ве­ле­нию имп. Ека­те­ри­ны II в 1786 на мес­те ста­ро­го со­бо­ра; стро­ил­ся в 1804–11, 1815–19, арх. Яс­ны­гин), Дво­рян­ско­го уч-ща (1779; позд­нее – Гл. на­род­ное уч-ще, с 1804 Ни­ко­ла­ев­ская муж­ская гим­на­зия, ны­не од­но из зда­ний Гос. пе­да­го­гич. ун-та им. К. Э. Ци­ол­ков­ско­го), поч­там­та (1782; де­кор фа­са­да – сер. 20 в.), Гос­ти­но­го дво­ра (1782–96, 1811–23, арх. Яс­ны­гин). Об­щий клас­си­ци­стич. ха­рак­тер гор. за­строй­ки в К. оп­ре­де­ли­ло воз­ве­де­ние мн. ча­ст­ных особ­ня­ков (б. ч. по ти­по­вым про­ек­там Ни­ки­ти­на и Яс­ны­ги­на). В 1800-е гг. в тра­ди­ци­ях моск. клас­си­циз­ма, но в бо­лее ка­мер­ных мас­шта­бах, вы­строе­ны (по про­ек­там ар­хи­тек­то­ров шко­лы М. Ф. Ка­за­ко­ва) гор. усадь­бы Зо­ло­та­рё­вых – Ко­лог­ри­во­вых (1805–08, с 1922 – Об­ла­ст­ной крае­ведч. му­зей) и Би­ли­би­ных – Чис­то­кле­то­вых (1809–10, с 1969 – Об­ла­ст­ной ху­дож. му­зей), от­час­ти со­хра­нив­шие пер­во­на­чаль­ное уб­ран­ст­во ин­терь­е­ров. В сти­ле ам­пир воз­ве­де­ны дом Меш­ко­ва (1826, арх. Н. Ф. Со­ко­лов; ны­не Гос­банк) и мно­го де­рев. особ­ня­ков. Во 2-й пол. 19 в. на­сту­пил рез­кий спад строи­тель­ст­ва (сре­ди не­мно­го­числ. по­стро­ек в сти­ле мо­дерн и не­оклас­си­циз­ма – уни­вер­маг куп­ца Ра­ко­ва и Нар. дом у Моск. за­ста­вы). В кон. 20 – нач. 21 вв. по­строе­ны церк­ви Св. Ио­ан­на Вои­на (1994–2001) и Св. мч. Три­фо­на (2000–01).

Калуга. Церковь Святых Космы и Дамиана. 1794. Фото П. С. Павлинова

Близ К. – ан­самбль Спа­со-Во­ро­тын­ско­го мон. в с. Спас (Спа­со-Пре­об­ра­жен­ский со­бор, 2-я пол. 16 в.; ц. Вве­де­ния Бо­го­ро­ди­цы и тра­пез­ная, сер. 17, 18 вв.), Свя­то-Ти­хо­но­ва Ус­пен­ская пус­тынь в пос. Льва Тол­сто­го (ос­но­ва­на в кон. 15 в.; Ус­пен­ская ц., 1894–1904; ко­ло­коль­ня – 1892–94); быв. усадь­бы: Ав­чу­ри­но Га­га­ри­ных – Пол­то­рац­ких (руи­ны Ни­коль­ской ц., 1770-е гг., 1820–1833, арх. В. П. Ста­сов; нео­го­тич. дом, 1840-е гг., 1911–13), Граб­це­во Ероп­ки­ных (гл. дом – кон. 19 в.; Ус­пен­ская ц., 1722, арх. Д. Ф. Ероп­кин; Ни­коль­ская ц., 1791; нео­го­тич. ко­ло­коль­ня – кон. 18 в.), Го­род­ня Го­ли­цы­ных (гл. дом – кон. 18 в., арх. А. Н. Во­ро­ни­хин), Гон­ча­ро­вых и Ще­поч­ки­ных в По­лот­ня­ном За­во­де. В с. Коз­ло­во – му­зей-усадь­ба «Бе­ре­ги­ня» (кол­лек­ция иг­ро­вых и об­ря­до­вых ку­кол).

Центры науки и культуры

Сре­ди на­уч. ор­га­ни­за­ций – НИИ те­ле­ме­ха­нич. уст­ройств (1959), Ка­луж­ский на­уч. центр (1997), Н.-и. центр «Кос­ми­че­ское ма­те­риа­ло­ве­де­ние» Ин-та кри­стал­ло­гра­фии им. А. В. Шуб­ни­ко­ва РАН (1997), Ла­бо­ра­то­рия кос­мич. тех­ни­ки, Н.-и. ла­бо­ра­то­рия авиац. и кос­мич. тех­ни­ки (НИЛАКТ) и др. Основные вузы: Калужский гос. ун-т им. К. Э. Ци­ол­ков­ско­го (ос­но­ван в 1786 как Гл. на­род­ное уч-ще, совр. назв. с 2010; в его со­ста­ве – ка­би­нет-му­зей А. Л. Чи­жев­ско­го), Ин-т управ­ле­ния, биз­не­са и технологий [1998; вхо­дит в об­ра­зо­ват. кон­сор­ци­ум «Сред­не­рус­ский уни­вер­си­тет» (2004); совр. назв. с 2008]; фи­лиа­лы: МГТУ им. Н. Э. Бау­ма­на, РГГУ, Моск. фи­нан­со­во-юри­дич. ака­де­мии и др. ву­зов. Гос. об­ла­ст­ная на­уч. б-ка им. В. Г. Бе­лин­ско­го (1891; совр. на­зва­ние и ста­тус с 1944), Центр. гор. б-ка им. Н. В. Го­го­ля (1947) и др. Му­зеи: об­ла­ст­ной крае­вед­че­ский (1897), об­ла­ст­ной ху­до­же­ст­вен­ный (1918); Гос. му­зей ис­то­рии кос­мо­нав­ти­ки им. К. Э. Ци­ол­ков­ско­го (1967), в его со­став вхо­дят пла­не­та­рий, Дом-му­зей К. Э. Ци­ол­ков­ско­го (1936), На­уч­но-ме­мо­ри­аль­ный и куль­тур­ный центр А. Л. Чи­жев­ско­го (2000); Му­зей ре­мес­ла, ар­хи­тек­ту­ры и бы­та (1991). Те­ат­ры: Об­ла­ст­ной дра­ма­ти­че­ский (1917), ТЮЗ (1964), ку­кольный (1992). Об­ла­ст­ная фи­лар­мо­ния, в её со­ста­ве – Хо­ро­вая ка­пел­ла маль­чи­ков и юно­шей, Ор­кестр рус. нар. ин­ст­ру­мен­тов. Ка­мер­ные кол­лек­ти­вы: му­ни­ци­паль­ные ор­кестр и хор, хор «Ро­ж­де­ст­вен­ский кон­церт». Ме­ж­ду­нар. кон­курс ка­мер­ных ан­самб­лей им. С. И. Та­нее­ва (с 2002, ка­ж­дые 3 го­да). Все­рос. фес­ти­валь «Ста­рей­шие те­ат­ры Рос­сии в Ка­лу­ге» (с 2002, ка­ж­дые 3 го­да), Все­рос. фес­ти­валь ис­кусств «Ка­луж­ская вес­на» (с 2004).

Спорт

Футбольный клуб «Калуга» (основан в 2002) выступает (в сезоне 2020/21) в первенстве Профессиональной футбольной лиги (ПФЛ). Домашние матчи проводит на стадионе «Арена Анненки» (открыт в 2010; вмещает свыше 3,5 тыс. зрителей). Одна из сильнейших в России (а ранее – в СССР) шашечная школа.

Хозяйство

Круп­ней­ший пром. центр об­лас­ти. Объём промышленной продукции – 428,9 млрд. руб. (2019; без учёта малых предприятий; 51,4% общего объёма промышленной продукции области). Основные фонды организаций города составляют 56,8% от области, инвестиции в основной капитал – 37,0%.

Металлургия представлена совместным российско-испанским предприятием «Северсталь-Гонварри-Калуга» (2009; создано при участии российской компании «Северсталь» и испанской Gonvarri Industries; индустриальный парк «Грабцево»; мощность 170 тыс. т стального проката в год) и Калужским заводом по обработке цветных металлов [создан в 2001 на базе цеха №2 завода «Аметист» (1991); холоднокатаные многослойные металлические и биметаллические ленты, в т. ч. высокой точности из бериллиевой бронзы, а также прецизионный прокат цветных и чёрных металлов]. Калужский опытно-механический завод производит литьё из чугуна, стали и цветных металлов, грузовые барабаны, валы, зубчатые пары, муфты, крановые колёса, канатные блоки, тормозные шкивы и металлоконструкции.

Ве­ду­щая от­расль – ма­ши­но­строе­ние, наи­боль­шее зна­че­ние име­ет про­из-во элек­трон­ных из­де­лий, разл. при­бо­ров, транс­порт­ных средств и пром. обо­ру­до­ва­ния. В элек­тро­ни­ке и при­бо­ро­строе­нии вы­де­ля­ют­ся: Калужский электромеханический завод (1917; в составе концерна «Автоматика» и Государственной корпорации «Ростех»; разработка и выпуск средств связи военного и гражданского назначения), завод «Калугаприбор» (1957; производство средств связи и телекоммуникаций для обработки оперативной информации в стационарных и подвижных объектах информационных сетей, услуги по защите информации и противодействию иностранным техническим разведкам), Калужский научно-исследовательский институт телемеханических устройств [1959, с 2014 – в составе Государственной корпорации «Ростехнологии»; разработка и выпуск комплексов и аппаратуры бортовых и наземных систем связи и управления, комплексов и аппаратуры систем мониторинга и оповещения], «Восход – Калужский радиоламповый завод» (1960; один из ведущих в стране разработчиков и производителей электронных компонентов – микросхем, наборов транзисторов, операционных усилителей, термопечатающих головок, полупроводниковых лазеров, свето-, фотодиодов и др.), Калужский завод телеграфной аппаратуры (1965; с 2017 – в составе холдинга «Аэронавигационные и информационные системы»; разработка и выпуск средств связи и продукции специального назначения для МО, МЧС и др. – подвижные узлы «Редут» и «Полёт», аппаратные специальной связи, антенные установки, цветные факсимильные аппараты, комплекс технических средств оповещения, также электронная техника для автомобилей, автоматизированные камеры хранения для компании РЖД и контрольно-кассовая техника нового поколения), Научно-исследовательский институт материалов электронной техники (1964; разработка и производство лент из аморфных и нанокристаллических магнитомягких сплавов, также выпуск полупроводниковых материалов, особо чистых галлия и мышьяка), «Научно-производственное предприятие Калужский приборостроительный завод «Тайфун» (1973; сложные радиотехнические комплексы для оснащения кораблей военного и гражданского флота, также детские спортивные комплексы «Юниор» и «Малыш»), «Научно-производственное внедренческое предприятие «Турбокон» (1991; разработка и внедрение энергосберегающих и бестопливных экологически чистых наукоёмких технологий комбинированного производства тепловой и электрической энергии), завод «Автоприбормаш» (1992; разработка и выпуск деталей высоковольтных вводов и контактных клемм для силовых трансформаторов), завод компании «Эликор» (1995; кухонные вытяжки и воздухоочистители на базе итальянских вентиляторов), филиал «ПКФ Технакон» (ранее электротехнический завод КВТ; 1999; св. 4 тыс. наименований кабельной аппаратуры и электромонтажного инструмента) и научно-производственная фирма «Ме­га-К» (1991; бес­кон­такт­ные вы­клю­ча­те­ли и дат­чи­ки). 

Транс­порт­ное ма­ши­но­строе­ние спе­циа­ли­зи­ру­ет­ся на про­из-ве ж.-д. тех­ни­ки и сбор­ке ав­то­мо­би­лей. Сре­ди пред­при­ятий от­рас­ли – Калужский завод путевых машин и гидроприводов («Ка­лу­га­путь­маш»; ос­но­ва­но в 1874 как Главные Ка­луж­ские железнодорожные ма­стер­ские, совр. назв. с 1993, с 2014 в составе холдинга «Синара – Транспортные машины»один из ве­ду­щих рос. про­из­во­ди­те­лей тя­жё­лых пу­те­вых ма­шин для ре­мон­та и строи­тель­ст­ва же­лез­ных до­рог, вы­пус­ка­ет так­же ма­нев­ро­вые пром. те­п­ло­во­зы, ди­зель-по­ез­да), Калужский завод «Рем­путь­маш» (с 2018 в составе холдинга «Синара – Транспортные машины»пу­те­вые ма­ши­ны), Калужский за­вод транс­порт­но­го ма­ши­но­строе­ния (1896; ме­ха­ни­зир. пу­те­вой ин­ст­ру­мент).

Завод компании «Фольксваген Груп Рус» (2007) осу­ще­ст­в­ля­ет­ сбор­ку ав­то­мо­би­лей по ли­цен­зии германского кон­цер­на Volkswa­gen (мо­де­ли Volkswagen и Škoda»; 124 тыс. шт. автомобилей и 111,5 тыс. шт. двигателей, 2020); выпуск грузовых автомобилей – на предприятиях «Вольво Восток» шведской компании Volvo Trucks (2009; индустриальный парк «Калуга-Юг»; автомобили марок Volvo и Renault; мощность 15 тыс. ед. в год) и «Джервази Восток» итальянской Gervasi (2013; покраска и конечная сборка самосвальной техники – строительных и карьерных самосвалов, самосвальных полуприцепов и полуприцепов-контейнеровозов; мощность около 4,0 тыс. ед. техники в год). Специальную автомобильную технику производят заводы компаний: «Меркатор Калуга» (2014; в сотрудничестве со швейцарской компанией Bucher; дорожно-коммунальная техника, мусоровозы, навесное оборудование, техника для уборки помещений, техника и системы для аэропортов; мощность 1,3 тыс. ед. техники в год), «Бецема-Калуга» (2010; в структуре компании «Бецема»; навесное оборудование – кузова и цистерны; оба – в индустриальном парке «Калуга-Юг»).

Среди ведущих предприятий по производству автокомплектующих – Калужский завод автомобильного электрооборудования (КЗАЭ; 1941; выпуск св. 150 видов электрооборудования, приборов и средств автоматики для автомобильной техники и тракторов) и Калужский завод электронных изделий («Автоэлектроника»; возник в 1990 на базе конструкторского бюро электроники и цеха № 8 КЗАЭ; электронные компоненты и системы для автомобилей), а также заводы компаний: «Магна Автомотив Рус» (1-я очередь – 2010, 2-я очередь – 2016; в структуре канадской Magna International; производство и окраска бамперов и передних модулей автомобилей), «Вистеон Рус» (отделение американской Visteon Corporation; панели дверей и др. внутренние компоненты для автомобилей Volkswagen; оба – в индустриальном парке «Грабцево»), «ХП Пельцер Рус» (отделение американской HP Pelzer Automotive Systems; шумоизоляционные компоненты; индустриальный парк «Калуга-Юг»; оба – 2010) и «Лир» (отделение американской Lear Corporation; комплекты сидений, электрические и электронные системы), «Витеско Технолоджис Рус» (до 2020 – «Континентал Аутомотив Системс Рус»; в составе нидерландской Vitesco Technologies Holding Netherlands; индустриальный парк «Калуга-Юг»; автомобильная электронная техника и мехатроника – блоки управления автомобильными двигателями, топливные рампы, погружные топливные модули), «Шердель-Калуга» (отделение германской Scherdel; индустриальный парк «Калуга-Юг»; каркасы сидений) и «Бентелер Аутомотив» (отделение германской Benteler; индустриальный парк «Грабцево»; детали подвески автомобилей; оба – 2010), СМК (2015; в составе итальянской Cellino; на территории завода «Калужский двигатель»; топливные баки для грузовых автомобилей и их компоненты) и «ХТЛ Фиттинг Рус» (2009; в составе итальянской HT & L Fitting; автомобильные колёса, шестерни и др.), «СМРК Аутомотив Текнолоджи Ру» (2008; отделение нидерландской SMRC Automotive Holdings Netherlands; индустриальный парк «Грабцево»; обшивка дверей автомобилей), «Вольво Компоненты» (2014 – завод по изготовлению кабин грузовых автомобилей Volvo и Renault; в составе шведской Volvo; индустриальный парк «Калуга-Юг»), «Бозал» (1995; в структуре бельгийской Bosal; глушители для автомобилей), совместное российско-испанское предприятие «Гестамп-Северсталь-Калуга» (2010; создано при участии российской компании «Северсталь» и испанской Gestamp Automoción; штампованные элементы кузова для автомобилей марок Volkswagen, Škoda, Peugeot, Citroën, Renault, Nissan, Mitsubishi и «АвтоВАЗ», одно из крупнейших в Европе предприятий компании Gestamp Automoción по производству крупногабаритных деталей методом холодной штамповки) и «Завод МПК» (2010; стеклоочистители и системы стеклоомывателей автомобилей).

Про­из­во­дит­ся так­же раз­но­об­раз­ное пром. обо­ру­до­ва­ние, в т. ч. энер­ге­ти­ческое (Калужский турбинный завод – па­ро­вые тур­би­ны, тур­бо­ге­не­ра­то­ры, па­ро­вые гео­тер­маль­ные тур­би­ны и энер­го­бло­ки; завод «Калужский двигатель» – газотурбинные двигатели малой мощности для наземных энергетических установок, газотурбинные электростанции, минитеплоэлектростанции и газотурбинные автономные средства электроснабжения, а также двигатели для бензиновых электроагрегатов и мотопомп), для обувной промышленности и запчасти к ним, гидравлическое, электротехническое оборудование и др.), для из­го­тов­ле­ния обу­ви (совместное российско-германское предприятие «Ка­лу­га-Шён-За­ря Машиностроительное объединение»; создано в 1990 на базе одного из цехов завода «Калужский двигатель»; един­ст­вен­ный в РФ про­из­во­ди­тель электро-пневмо-гидравлических обтяжно-затяжных комплексов), гор­но-шахт­ное (научно-производственное предприятие «35-й ме­ха­нический за­вод», так­же вы­пуска­ет не­стан­дарт­ное обо­ру­до­ва­ние, подъ­ём­но-кра­но­вые уст­рой­ст­ва), для газовой и нефтяной пром-сти (за­вод «Лег­маш» – транспортные контейнеры для газотурбинных двигателей, алюминиевые конструкции специального назначения и крупногабаритное оборудование; «АВА Гидроком» в составе «АВА Гидросистемы» – проектирование и выпуск гидравлических систем, машин, дистрибьютер гидравлических комплектующих из 40 зарубежных стран). 

Химическая промышленность представлена «АД Пластик Калуга» (2012; г. Калуга; отделение хорватской AD Plastik; детали из пластмасс для оформления интерьера и экстерьера автомобилей), «ЯПП Рус Автомобильные системы» (2011; в структуре китайской YAPP Automotive Systems Co.; индустриальный парк «Грабцево»; пластиковые топливные системы).

В индустриальном парке «Грабцево» действуют предприятия фармацевтических компаний: «Берлин Фарма»(2014; подразделение германской Berlin-Chemie в составе итальянской Menarini Group; первое предприятие компании в РФ; различные фармацевтические препараты) и «Ново Нордиск Продакшн Саппорт» (2015; отделение датской Novo Nordisk; первый и единственный в стране производитель инсулина из оригинальной субстанции, а также наполнение и вторичная упаковка в картриджи и инъекторы).

Калуга. Усадьба Золотарёвых – Кологривовых. 1805–08. Фото А. И. Нагаева

Про­из-во строй­ма­те­риа­лов (Калужский завод строительных материалов), фурнитура для окон и дверей («Мако Фурнитура»), ме­бе­ли (Калужский спичечно-мебельный комбинат «Ги­гант»), стек­ольных изделий («Фуяо Стекло Рус»; в индустриальном парке «Грабцево»), стеклопакетов («СтеклоЛюкс»), жен­ской оде­ж­ды («Ка­лу­жан­ка»), обу­ви (Калужская обувная фабрика «Ка­ли­та»), специального военного и полицейского снаряжения, форменной одежды («Союзспецоснащение») и др. Сре­ди пред­при­ятий пище­вой пром-сти вы­де­ля­ют­ся: Калужский мя­со­ком­би­нат, «Сы­ры ка­луж­ские», «Кон­ди­тер­ско-ма­ка­рон­ная фаб­ри­ка», филиал компании «АБ ИнБев Эфес» (выпуск пива).

Основу финансовой системы К. составляют отделение Банка России, ведущих коммерческих банков страны: Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Альфа-Банк, Россельхозбанк, «Открытие», Совкомбанк, Райффайзенбанк, Росбанк, ЮниКредит банк и др., а также местных коммерческих банков – Газэнергобанк (1995), «Калуга» (1990) и «Элита» (1991).

Объём розничного товарооборота 52,8 млрд. руб. (2019; без учёта малых предприятий; 52,4% оборота области), объём платных услуг 21,4 млрд. руб. (2019; 65,5% объёма услуг области).

Действуют: Калужская ТЭЦ (1948; мощность 41,8 МВт; под управлением филиала компании «Квадра»  «Центральная генерация»), ТЭЦ Калужского турбинного завода (43 МВт), Турынинская площадка ТЭЦ Калужского турбинного завода (12 МВт; обе – под управлением компании «Калужский турбинный завод»).

Ма­ли­нин Д. И. Ка­лу­га : опыт ис­то­ри­че­ско­го пу­те­во­ди­те­ля по Ка­лу­ге и глав­ней­шим цен­трам гу­бер­нии.  Ка­лу­га : Калужская экскурсионная комиссия, 1912; Ка­лу­га : Золотая аллея, 2004.
Без­со­нов СВ. Клас­си­цизм в ка­луж­ском гра­ж­дан­ском зод­че­ст­ве.  Ка­лу­га : Гос. обл. музей, 1928–1930.  [Вып. 1–4].
Фех­нер М. В. Ка­лу­га.  Москва : Стройиздат, 1971.
Фех­нер М. В. Ка­лу­га – Бо­ровск.  [Москва : Искусство], 1972.
Ка­лу­га : ис­то­ри­ко-крае­вед­че­ские очер­ки.  Ту­ла : Приокское. книжное издательство, 1978.
Мо­ро­зо­ва Г. М. Ка­лу­га : про­гул­ки по ста­рой Ка­лу­ге.  [Калуга: Золотая аллея, 1993].
Ка­лу­га в шес­ти ве­ках.  Ка­лу­га : Гриф [ и др. ], 1997–2019.  Вып. 1–12.
Ка­луж­ская эн­цик­ло­пе­дия.  2-е изд., перераб. и доп.  Ка­лу­га : Издательство Н.Ф. Бочкаревой, 2005.
Ни­ко­ла­ев Е. В. По Ка­луж­ской зем­ле.  4-е изд.  Москва : Либроком, 2013.
Зоточкин А. М. Музеи Калуги.  Калуга : [б. и.], 2016.
Пухов ВА. Ис­то­рия го­ро­да Ка­лу­ги.  3-е изд., доп. и перераб. — Ка­лу­га : Золотая аллея, 2020.
Курбацкий А. Н. Очерки истории церквей города Калуги : к 300-летию храма Знамения Пресвятой Богородицы, что на Зелени.  Москва : Первая Образцовая типография, 2020.

  • КАЛУ́ГА город в России (2008)
  • КАЛУ́ГА го­род в Рос­сии, адм. центр Ка­луж­ской обл. (2018)
Вернуться к началу