ИРЛА́НДЦЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИРЛА́НДЦЫ (самоназвания – na hÉireann, na hÉireannaigh), народ, осн. население Ирландии. Численность св. 3,7 млн. чел., в т. ч. рождённые в Ирландии – 3,5 млн. чел., в Сев. Ирландии – 47 тыс. чел., в Англии – 109 тыс. чел., в Шотландии – 5,6 тыс. чел. (2006, перепись). Живут также в Великобритании [1,5 млн. чел. – в осн. в Сев. Ирландии; крупные ирл. общины есть также на севере Лондона (р-н Килберн), в Ливерпуле, Манчестере, Портсмуте и др.], США (36 млн. чел. заявляют о своём ирл. происхождении, среди них часть не имеет в действительности ирл. предков; 2006, оценка Бюро переписи США), Канаде (3,8 млн. чел. ирл. происхождения, из них почти половина – в пров. Онтарио; 2001, перепись), Австралии (1,9 млн. чел., 2-я по численности группа в составе англоавстралийцев; 2001, перепись) и др. Оценки численности И. в диаспоре различны в зависимости от того, кого причислять к И. (официально правительство Ирландии признаёт И. эмигрантов до 3-го поколения). Говорят на англ. яз. и ирландском языке (гэлы). Верующие – католики.
Кельтские (гэльские) племена заселили о. Ирландия, вероятно, ко 2-й пол. 1-го тыс. до н. э. С 12 в. англичане первоначально вступали с И. в браки, перенимали их имена, обычаи и т. п., но с сер. 14 в. (Килкеннийские статуты 1366) отношения с И. стали рассматриваться в Англии как гос. измена. Притеснения И. англичанами, земельные конфискации, религ. реформация и преследование католиков, жестокое подавление восстаний (особенно после экспедиции О. Кромвеля 1649), запрет нар. культуры (языка, песен, одежды и др.), аграрный переворот 19 в. (насильств. переход от зернового земледелия к скотоводству и картофелеводству, сопровождавшийся массовым разорением крестьян), «Великий голод» 1845–49 вызвали массовую эмиграцию И., особенно в Сев. Америку. В сер. 19 в. И. составляли около половины иммигрантов в Канаду и США. Эмиграция сопровождалась большой смертностью (суда, вёзшие И. в Америку, называли «корабли-гробы»). И. стали одной из самых урбанизированных групп в США (города Нью-Йорк, Бостон, Чикаго, Сан-Франциско), составили значит. долю среди строит. и транспортных рабочих, полиции и др. Со временем, несмотря на дискриминацию, потомки ирл. иммигрантов вошли в экономич., политич. и культурную элиту мн. стран. Ирл. диаспора создавала образоват., культурные, благотворит. и политич. организации, поддерживала тесные контакты с повстанческим движением у себя на родине, участвовала в воен. действиях против брит. колониальных войск в Америке (напр., «ирландские вторжения в Канаду» 1866–1871). Напряжённые отношения между И. и англичанами, принимающие форму религ. конфликта (между католиками и протестантами), сохраняются в Сев. Ирландии.
И. были одним из самых аграрных народов Европы. Занимались крупным товарным мясным животноводством (в осн. на востоке и северо-востоке) и овцеводством, в т. ч. отгонным (в осн. на западе). Осн. с.-х. культуры – картофель, ячмень и овёс, на юго-востоке – также пшеница. До сер. 19 в. на западе пахали лёгким дерев. плугом (ард), в центр. и вост. Ирландии – тяжёлым англо-нормандским плугом, в упряжке из 4–6 лошадей. В горах землю обрабатывали лопатой с узким изогнутым лезвием (местами – двойным) и упором для ноги в нижней части рукоятки. До 20 в. сохранялись волокуши, 2-колёсные повозки; ездили также верхом на ослах и пони особой породы (крупные, с длинной шерстью). Ирл. деревни кучевой, на западе – рядовой планировки; до 19 в. насчитывали до 50–60, затем – 10–20 дворов. До 17 в. сохранялись поселения на искусств. островах на озёрах (кранног), кольцевые укрепления (рат). После аграрного переворота осн. типом сельского поселения стал хутор. Двор обычно прямоугольный незамкнутый с массивными воротами, на севере и западе – одно- или двурядной, в горах и болотистых местностях – разбросанной планировки. Традиц. жилище глинобитное, в горах – каменное, с 19 в. белёное; на востоке под англ. влиянием распространена каркасная техника фахверк, в Сев. Ирландии – кирпич. Характерны соломенные крыши. Дом обычно имеет входы с 2 продольных сторон, небольшие окна – в одной из продольных стен, выходящей во двор. На юго-западе были распространены дома с центр. расположением очага, иногда овальной формы с шатровой крышей, с торцов отгораживались спальня и помещение для скота (позднее – дополнит. комната). На севере и западе преобладали дома с камином у торцовой, выходящей на улицу стены; иногда за камином с торца пристраивали парадную комнату или спальню. До 19 в. были распространены камины с плетёным, обмазанным глиной навершием, кровати в стенных нишах. Столов часто не было, семья собиралась за едой у очага, еду клали на плетёный поднос на коленях, который затем вешали на стену; позднее появились пристенные складные столы. Традиц. пища – молоко (по потреблению молока И. занимали 1-е место в мире), бекон, овсяная каша, овсяные и ячменные лепёшки на соде, выпекаемые на жаровне-треножнике (дрожжевой хлеб был неизвестен). С 19 в. осн. пищей стал картофель. На западе в пищу употребляли водоросли и моллюсков, собранных на берегу во время отлива. Осн. напиток – крепкий сладкий чай, иногда с молоком; из алкогольных – пиво, виски. Традиц. одежда гл. обр. из шерсти. Характерна женская верхняя одежда – широкая накидка с капюшоном. Женская одежда у И. о-вов Аран – тёмно-красная юбка с чёрными полосами по подолу, блуза и шаль. Мужчины носили вязаные свитера с характерным для каждой деревни орнаментом (по нему опознавались тела утонувших рыбаков). В 18–19 вв. И. стали ошибочно приписывать как «национальные» формы одежды гэльский кильт, женское зелёное платье и др. Из ремёсел развиты плетение из соломы, узорное вязание (в т. ч. мужские пояса), вышивка, плетение кружев на коклюшках и др.; популярен т. н. кельтский орнамент.
До 19 в. сохранялись остатки клановой системы (её следы – фамилии, начинающиеся с Мак- – «сын» или О’ – «внук», в прошлом указывавшие на принадлежность тому или иному клану), до 2-й пол. 20 в. в сельской местности – соседская взаимопомощь, патриархальная семья. Из-за нехватки земли были распространены майорат и поздние браки. В 19 в. вошли в обычай проводы эмигрантов с участием соседей (american wake – американские поминки). До 19 в. бытовали традиц. свадебный и погребальный обряды. Сохраняется культ водных источников (напр., т. н. источника забвения на о-вах Аран, к которому ходили перед отъездом в Америку). Характерен обычай собираться старикам зимними вечерами на чьей-нибудь ферме у очага. Мужчины посещают пабы. Традиц. спорт – хоккей на траве (хурлинг), гольф. Среди осн. праздников – День св. Патрика (17 марта); популярен, особенно в Америке, осенний поминальный праздник Хэллоуин. По инициативе нац. культурных организаций (Гэльской лиги, Гэль Линн и др.) проводятся ежегодные фестивали (феш, мн. ч. фешана).
Устное творчество. Наиболее важный муз. инструмент в ирл. традиции – арфа кларьшах (см. Кельтская арфа; самые старые сохранившиеся образцы датируются 14 в.). Один из древнейших инструментов – лира круть (см. Крота). Традиц. аэрофон бунь на протяжении нескольких последних веков вытеснен продольными флейтами (со свистковым устройством и без него). Ирл. волынка илян пайпс (по размеру меньше шотландской, мех приводится в действие локтем) может сопровождать пение волынщика. Скрипка в традиц. музыке И. используется с 18 в., бубен бодран – с 20 в. Обычно при ансамблевой игре инструменты звучат в унисон. Пение без сопровождения считается старейшей формой музицирования и называется шан нос («старый стиль»). Б. ч. сохранившейся традиц. музыки – танцевальные наигрыши в чётном метре: рил, жига и хорнпайп. Наиболее древние мелодии основаны на пентатонике. Сохраняются гэльские жанры (предания, былички и др.) и сюжеты. Чисто англоязычный жанр – лимерик. Традиц. гэльская муз. и танцевальная культура к 18–19 вв. была во многом утрачена. Наиболее характерный муз.-поэтич. жанр позднего фольклора – баллада (сюжеты о войнах, восстаниях, гибели героев и т. п.). В гор. среде бытовали т. н. уличные баллады. Характерны историч. песни (напр., «Парни из Уэксфорда», «Храбрый Роберт Эммет», «Одежда зелёных» – о восстаниях 1798 и 1803), в т. ч. авторские, напр. поэта 19 в. Т. Дэвиса. Лирич. песни также имеют патриотич. окраску. Среди героев сказок – комич. персонаж Тёмный Патрик, бродячий музыкант и сказитель Рафтери и др. В связи с возрождением нац. культуры в 20 в. вошла в обиход т. н. ирландская, или новокельтская, арфа; старинная арфа кларьшах изображена на гербе Ирландии. Распространившаяся в кон. 20 – нач. 21 вв. в Ирландии и за её пределами т. н. ирландская музыка («кельтский фолк-рок») лишь отчасти связана с поздним фольклором.