Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИО́СИФ ГИМНО́ГРАФ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 11. Москва, 2008, стр. 579

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. В. Зайцев; Н. В. Заболотная (гимнографическая традиция)

ИО́СИФ ГИМНО́ГРАФ (Ἰωσὴφ  Υμνογράφoς), Иосиф Пес­но­пи­сец (ме­ж­ду 812 и 818, по др. дан­ным, ок. 810, пред­по­ло­жи­тель­но Па­лер­мо, Си­ци­лия – ок. 886, по др. дан­ным, 883, Кон­стан­ти­но­поль), ви­зант. гим­но­граф, хри­сти­ан­ский свя­той.

Све­де­ния о жиз­ни И. Г. име­ют во мно­гом агио­гра­фич. ха­рак­тер. Ве­ро­ят­но, ран­ние го­ды жиз­ни про­вёл в Па­лер­мо. Позд­нее вме­сте с ро­ди­те­ля­ми Пло­ти­ном и Ага­фи­ей пе­ре­брал­ся на Пе­ло­пон­нес, за­тем – в Фес­са­ло­ни­ку, где, ви­ди­мо, при­нял мо­на­ше­ст­во, за­тем – в Кон­стан­ти­но­поль. Со­глас­но тра­ди­ции, ду­хов­ным от­цом И. Г. был прп. Гри­го­рий Де­ка­по­лит, хо­тя жи­тие по­след­не­го не да­ёт ни­ка­ких све­де­ний об И. Г. Во вре­мя од­но­го из пу­те­ше­ст­вий из Кон­стан­ти­но­по­ля в Рим И. Г. был за­хва­чен араб. пи­ра­та­ми, зна­чит. вре­мя про­вёл в пле­ну на Кри­те. По не­ко­то­рым дан­ным, ос­но­вал в Кон­стан­ти­но­по­ле мон. Св. ап. Вар­фо­ло­мея. Как сто­рон­ник пат­ри­ар­ха Кон­стан­ти­но­поль­ско­го Иг­на­тия (847–858, 867–877), И. Г. был вы­слан пат­ри­ар­хом Фо­ти­ем из Кон­стан­ти­но­по­ля в Крым (ок. 858). По­сле воз­вра­ще­ния из ссыл­ки И. Г. упо­ми­на­ет­ся как пат­ри­ар­ший ске­во­фи­лакс (хра­ни­тель свя­щен­ных со­су­дов и риз­ни­цы).

В ис­то­рии ви­зант. гим­но­гра­фич. и по­этич. тра­ди­ции из­вес­тен как ав­тор ок. 400 тво­ре­ний, хо­тя ат­ри­бу­ция не­ко­то­рых из них спор­на. Зна­чит. чис­ло гим­но­гра­фич. тво­ре­ний И. Г. по­свя­ще­но ви­зант. свя­тым, в т. ч. со­вре­мен­ни­кам са­мо­го И. Г.: Гри­го­рию Де­ка­по­ли­ту, Пет­ру Афон­ско­му, Фео­до­ре Фес­са­ло­ни­кий­ской. Цер­ков­ные пес­но­пе­ния И. Г. во­шли в Ми­неи, Ок­то­их, По­ст­ную и Цвет­ную Три­одь (напр., цикл ка­но­нов от по­не­дель­ни­ка 1-й сед­ми­цы Че­ты­ре­де­сят­ни­цы до суб­бо­ты пе­ред Пя­ти­де­сят­ни­цей; двой­ной ком­плект три­песн­цев и сти­хир для дней Че­ты­ре­де­сят­ни­цы, кро­ме суб­бот; 3 пол­ных ка­но­на по­не­дель­ни­ка, втор­ни­ка и сре­ды Стра­ст­ной сед­ми­цы; 6 ка­но­нов Пас­халь­ной сед­ми­цы и др.). И. Г. опи­ра­ет­ся на об­ще­при­ня­тый в цер­ков­ной гим­но­гра­фии прин­цип по­до­бия, со­глас­но ко­то­ро­му боль­шин­ст­во но­вых пес­но­пе­ний со­хра­ня­ет тек­сто-ме­ло­дич. струк­ту­ру из­вест­ных об­раз­цов. В свя­зи с этим не­ред­ко за­труд­ни­тель­но ус­та­нов­ле­ние ав­тор­ст­ва И. Г. или Ио­си­фа, ар­хи­еп. Со­лун­ско­го (ум. 832; брат Фео­до­ра Сту­ди­та). Во­прос ат­ри­бу­ции ус­лож­ня­ет­ся и тем, что, ве­ро­ят­но, су­ще­ст­во­вал Ио­сиф – гим­но­граф 11 в., так­же ра­бо­тав­ший в жан­ре ка­но­на. И. Г. про­дол­жал раз­ра­бот­ку жан­ра ка­но­на, опи­ра­ясь на тра­ди­цию Ан­д­рея Крит­ско­го и в осо­бен­но­сти Ио­ан­на Да­ма­ски­на (осо­бую из­вест­ность по­лу­чи­ли по­ка­ян­ные ка­но­ны И. Г.). И. Г. пред­по­ла­гал соз­дать ка­но­ны на весь го­до­вой ли­тур­гич. цикл, од­на­ко в пол­ной ме­ре за­мы­сел осу­ще­ст­в­лён не был. По­этич. тех­ни­ка И. Г. ха­рак­те­ри­зу­ет­ся раз­но­об­ра­зи­ем тро­пов, от­то­чен­но­стью ком­по­зи­ции, рит­ми­ки, от­ли­ча­ет­ся ис­поль­зо­ва­ни­ем риф­мы и ак­ро­сти­ха.

Дни па­мя­ти: в Рус. пра­во­слав­ной цер­к­ви – 4(17) ап­ре­ля, в Рим­ско-ка­то­ли­че­ской – 3(16) ап­ре­ля.

Ис­точн.: Monumenta graeca et latina ad his­toriam Photii patriarchae pertinentia. Saint Pe­tersburg, 1901. Vol. 2. P. 1–14. Migne PG. T. 105. Col. 939–976.

Соч.: Migne PG. T. 105. Col. 983–1426.

Лит.: Tomadakes E. Ioseph ho Hymnographos. Athena, 1971; Tomadakes N. B. La lingua di Giuseppe Innografo // Byzantino-Sicula II. Pa­lermo, 1975; Фи­ла­рет (Гу­ми­лев­ский), ар­хи­еп. Ис­то­ри­че­ский об­зор пес­но­пев­цев и пес­но­пе­ний гре­че­ской церк­ви. 3-е изд. Сер­ги­ев По­сад, 1995; Ры­ба­ков В., прот. Свя­той Ио­сиф Пес­но­пи­сец и его пес­но­твор­че­ская дея­тель­ность. М., 2002.

Вернуться к началу