Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИКТИ́Н

Авторы: Д. Ю. Молок
Иктин. Храм Аполлона в Бассах. Ок. 430 –ок. 400 до н. э. План.

ИКТИ́Н (’Ιϰτῖνος) (2-я пол. 5 в. до н. э.), др.-греч. ар­хи­тек­тор. Ан­тич­ные ис­точ­ни­ки при­пи­сы­ва­ют И. три по­строй­ки. Стра­бон и Пав­са­ний оп­ре­де­лён­но го­во­рят о Пар­фе­но­не на афин­ском Ак­ро­по­ле как зда­нии, по­стро­ен­ном И. (ок. 447–432 до н. э.), а Плу­тарх по­ми­мо И. на­зы­ва­ет строи­те­ля­ми хра­ма Кал­ли­кра­та и Фи­дия. Ха­рак­тер со­труд­ни­че­ст­ва этих мас­те­ров – пред­мет спо­ров в совр. нау­ке; со­глас­но наи­бо­лее ав­то­ри­тет­ной точ­ке зре­ния, Фи­дий от­ве­чал за осн. идею, И. за­ни­мал­ся ар­хит. оформ­ле­ни­ем хра­ма, Кал­ли­крат – ор­га­ни­за­ци­ей ра­бот. Вит­ру­вий ссы­ла­ет­ся на не до­шед­ший до нас трак­тат о Пар­фе­но­не, на­пи­сан­ный И. и не­ким Кар­пио­ном. Ве­ро­ят­но, в нём из­ла­га­лась ма­те­ма­тич. ос­но­ва про­ек­та Пар­фе­но­на, в ко­то­ром при­ме­не­на ори­ги­наль­ная сис­те­ма про­пор­ций. Но­ва­тор­ст­во И. (и, ве­ро­ят­но, Фи­дия) за­клю­ча­лось в том, что Пар­фе­нон, до­рич. храм, при­об­рёл мно­го ио­нич. черт: фриз (зо­фор) на внеш­ней сто­ро­не цел­лы, ам­фи­про­стиль­ные пор­ти­ки на её тор­цах вме­сто тра­диц. двух ко­лонн в ан­тах, 4 ионич. ко­лон­ны в соб­ст­вен­но «пар­фе­но­не» (од­но из по­ме­ще­ний в зап. час­ти цел­лы). Внеш­няя ко­лон­на­да хра­ма име­ла $8 × 17$ ко­лонн (а не $6 × 13$, как бы­ло при­ня­то для до­ри­ки), что де­ла­ло цел­лу бо­лее про­сто­рной.

В соз­да­нии Те­ле­сте­рио­на (зал по­свя­ще­ний) в Элев­си­не (ок. 430 до н. э., час­тич­но сохр.) по­ми­мо И. так­же уча­ст­во­ва­ли др. ар­хи­тек­то­ры, его роль в строи­тель­ст­ве не яс­на. Как со­об­ща­ет Пав­са­ний, И. был един­ст­вен­ным ар­хи­тек­то­ром хра­ма Апол­ло­на в Бас­сах (ок. 430 – ок. 400 до н. э.; илл. см. в ст. Вас­се), по­строй­ки не ме­нее па­ра­док­саль­ной и но­ва­тор­ской, чем Пар­фе­нон. Не­обы­чен план зда­ния, воз­мож­но на­ве­ян­ный не­из­вест­ным пред­ше­ст­вен­ни­ком И.: храм име­ет бо­ко­вой вход с вост. сто­ро­ны; по­пе­реч­ные сте­ны внут­ри цел­лы, за­вер­шаю­щие­ся трёх­чет­верт­ны­ми ио­нич. ко­лон­на­ми; ко­лон­ну, от­де­ляю­щую цел­лу от ади­то­на и пред­став­ляю­щую со­бой са­мый ран­ний об­разец ко­ринф­ско­го ор­де­ра. Стро­гий до­рич. экс­терь­ер хра­ма кон­тра­сти­ру­ет с внутр. ко­лон­на­дой, со­стоя­щей гл. обр. из ио­нич. ко­лонн (чьи ба­зы и ка­пи­те­ли не име­ют ана­ло­гий в Ат­ти­ке), на ко­то­рых по­ко­ит­ся ио­нич. фриз (кон. 5 в. до н. э., ны­не – в Бри­тан­ском му­зее, Лон­дон). Вклю­че­ние ио­нич. фри­за в до­рич. по­строй­ку вос­хо­дит к Пар­фе­но­ну, од­на­ко здесь фриз по­ме­щён бо­лее ес­те­ст­вен­но – над ко­лон­на­ми то­го же ор­де­ра и на­хо­дит­ся внут­ри зда­ния. И. стал со­зда­те­лем па­нэл­лин­ско­го ар­хит. сти­ля, син­те­зи­ро­вав в сво­их по­строй­ках до­рич. и ио­нич. чер­ты.

Лит.: Dinsmoor W. B. The temple of Apollo at Bassae // Metropolitan Museum studies. N. Y., 1933. Vol. 4; Burford A. The builders of the Par­thenon // Parthenos and Parthenon. Oxf., 1963; Carpenter R. The architects of the Parthenon. Harmondsworth, 1970; McCredie J. R. The architects of the Parthenon // Studies in classi­cal art and archaeology. Locust Valley, 1979; Barletta B. The architecture and archi­tects of the classical Parthenon // The Parthenon: from antiquty to the present. Camb., 2005.

Вернуться к началу