Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИГНА́ТИЙ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 10. Москва, 2008, стр. 676-677

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Г. П. Чинякова

ИГНА́ТИЙ (Брян­ча­ни­нов Дмит­рий Алек­сан­д­ро­вич) [5(17).2.1807, с. По­кров­ское Гря­зо­вец­ко­го у. Во­ло­год­ской губ. – 30.4(12.5).1867, Ни­ко­ло-Ба­ба­ев­ский мон., Ко­ст­ром­ская губ.], епи­скоп Кав­каз­ский и Чер­но­мор­ский, бо­го­слов, рус. цер­ков­ный пи­са­тель и пуб­ли­цист, свя­ти­тель.

Святитель Игнатий (Брянчанинов). Современная икона.

Из древ­не­го дво­рян­ско­го ро­да (вос­хо­див­ше­го к спод­виж­ни­ку Дмит­рия Ива­но­ви­ча Дон­ско­го – Ми­хаи­лу Брен­ко); по ма­те­ри – внук по­эта А. Ф. Брян­ча­ни­но­ва. В 1822–26 обу­чал­ся в Гл. ин­же­нер­ном уч-ще в С.-Пе­тер­бур­ге. В учи­ли­ще воз­гла­вил кру­жок по­чи­та­те­лей «свя­то­сти и чес­ти». Поль­зо­вал­ся по­кро­ви­тель­ст­вом имп. Ни­ко­лая I. За ус­пе­хи в нау­ках, бла­го­род­ст­во и ду­хов­ную зре­лость со­сто­ял пан­сио­не­ром имп. Алек­сан­д­ры Фё­до­ров­ны. В 1827 в чи­не по­ру­чи­ка вы­шел в от­став­ку по со­стоя­нию здо­ро­вья и уда­лил­ся в Алек­сан­д­ро-Свир­ский мон., став ду­хов­ным ча­дом бу­ду­ще­го оп­тин­ско­го стар­ца Ле­о­ни­да (На­гол­ки­на). Про­хо­дил по­слу­ша­ние в ря­де мо­на­сты­рей; в 1831 при­нял ино­чес­кий по­стриг в Во­ло­где, в 1834 воз­ведён в сан ар­хи­ман­д­ри­та. В 1833–57 настоятель Троице-Сергиевой пустыни под С.-Петербургом. Восстано­вил находившуюся в упадке обитель, на­ладил монашескую жизнь, в этот период создал мн. труды по аскетике. В 1838 на­значен бла­го­чин­ным мо­на­сты­рей С.-Пе­терб. епар­хии: Ва­ла­ам­ско­го, Ко­не­вец­ко­го и др. В окт. 1857 ру­ко­по­ло­жен в епи­ско­па Кав­каз­ско­го и Чер­но­мор­ско­го (с ка­фед­рой в Став­ро­по­ле). Вёл ак­тив­ную про­по­ведь хри­сти­ан­ства на Кав­ка­зе, ста­рал­ся на­ла­дить от­но­ше­ния с ка­за­ка­ми-ста­ро­об­ряд­ца­ми, зна­чит. вни­ма­ние уде­лял строи­тель­ст­ву хра­мов (так, по бла­го­слов­ле­нию И. со­ору­же­на ко­ло­коль­ня ка­фед­раль­но­го со­бо­ра в честь Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри в Став­ро­по­ле). В 1861 ушёл на по­кой с пра­вом управ­ле­ния Ни­ко­ло-Ба­ба­ев­ским мон. Ко­ст­ром­ской епар­хии; воз­гла­вил строи­тель­ст­во со­бо­ра в честь Ивер­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, под­го­то­вил к пуб­ли­ка­ции собр. сво­их со­чи­не­ний.

Бла­го­да­ря та­лан­ту чте­ца-дек­ла­ма­то­ра и лит. да­ру в юно­сти Брян­ча­ни­нов стал из­вес­тен в пе­терб. ху­дож. кру­гах. На лит. ве­че­рах в до­ме пре­зи­ден­та Ака­де­мии ху­до­жеств А. Н. Оле­ни­на об­щал­ся с А. С. Пуш­ки­ным, Н. И. Гне­ди­чем, И. А. Кры­ло­вым и К. Н. Ба­тюш­ко­вым. Дру­жил с ге­не­ра­лом Н. Н. Му­равь­ё­вым-Кар­ским, К. П. Брюл­ло­вым, А. М. Гор­но­стае­вым и П. И. Тур­ча­ни­но­вым, ко­то­рый, по прось­бе И., за­ни­мал­ся с хо­ром Трои­це-Сер­гие­вой пус­ты­ни (1836–41) и на­пи­сал для не­го не­сколь­ко луч­ших сво­их про­из­ве­де­ний. Ду­хов­ные бе­се­ды И. с М. И. Глин­кой (за­пи­сан­ные И. по прось­бе по­след­не­го) лег­ли в ос­но­ву соч. «Хри­сти­ан­ский пас­тырь и хри­стиа­нин ху­дож­ник», в ко­то­ром И. вы­ска­зал су­ж­де­ние о гл. пред­ме­тах твор­че­ст­ва.

Основное место в лит. наследии И. за­нимают богословские труды, посвя­щён­ные христианскому самосовершен­ство­ва­нию человека через молитвенные труды и подвиги самоотречения: «Слово о смер­ти» (1862), «Аскетические опыты» (1865), «Аскетическая проповедь» (1866), «Приношение современному мо­нашеству» (1867). В них И. развивает святоотеческую традицию аскетики, в част­ности исихазма, применяя её к духовным запросам своего времени. Пе­рио­ду ду­хов­ных ис­ка­ний юно­сти по­свя­ще­на ли­рич. ис­по­ведь И. «Плач мой» (1847) и ряд лит.-по­этич. про­из­ве­де­ний («Сад во вре­мя зи­мы», 1843; «Вос­по­ми­на­ние о Бо­ро­дин­ском мо­на­сты­ре», 1847; «Ро­са», 1846; по­весть «Ио­сиф», 1849, и др.). Судь­ба И. по­слу­жи­ла сю­же­том для по­вес­ти Н. С. Лес­ко­ва «Ин­же­не­ры-бес­среб­ре­ни­ки» (1887).

В ию­не 1988 ка­но­ни­зо­ван По­ме­ст­ным со­бо­ром Рус. пра­во­слав­ной церк­ви. День па­мя­ти – 30 апр. (13 мая). Мо­щи И. пре­бы­ва­ют в Свя­то-Вве­ден­ском Толг­ском мон. (Яро­слав­ская епар­хия). Час­ти­ца их бы­ла дос­тав­ле­на в Став­ро­поль пат­ри­ар­хом Мо­с­ков­ским и всея Ру­си Алек­си­ем II во вре­мя пер­во­го ви­зи­та на Кав­каз (авг. 1994).

Соч.: Со­чи­не­ния епи­ско­па Иг­на­тия. 2-е изд. СПб., 1886. Т. 1–5; Пол­ное со­б­ра­ние тво­ре­ний. М., 2001–2007. Т. 1–8.

Лит.: Жиз­не­опи­са­ние епи­ско­па Иг­на­тия (Брян­ча­ни­но­ва), со­став­лен­ное его бли­жай­ши­ми уче­ни­ка­ми, и пись­ма пре­ос­вя­щен­ней­ше­го к бли­жай­шим ему ли­цам. СПб., 1881; Со­ко­лов Л. А. Епи­скоп Иг­на­тий Брян­ча­ни­нов: его жизнь, лич­ность и мо­раль­но-ас­ке­ти­че­ские воз­зре­ния. К., 1915. Ч. 1–2; Жиз­не­опи­са­ние епи­ско­па Иг­на­тия Брян­ча­ни­но­ва. М., 2002; Се­ме­но­ва Т. Н. Биб­лио­гра­фия тру­дов свя­ти­те­ля Иг­на­тия и ли­те­ра­ту­ра о нем // Пол­ное со­б­ра­ние тво­ре­ний свя­ти­те­ля Иг­на­тия (Брян­ча­ни­но­ва). М., 2002. Т. 4; она же. Свя­ти­тель Иг­на­тий (Д. А. Брян­ча­ни­нов): Биб­лио­гра­фи­че­ский ука­за­тель. СПб., 2007.

Вернуться к началу