Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГРОТ

Большой грот в садах Боболи во Флоренции. 1583–85. Архитектор Б. Буонталенти.
Грот «Руины» в Александровском саду в Москве. 1819–22. Архитектор О. И. Бове. Фото А. И. Нагаева

ГРОТ, тип пар­ко­во­го со­ору­же­ния, ими­ти­рую­ще­го ес­те­ст­вен­ную пе­ще­ру. Вос­хо­дит к ан­тич­но­му ним­фею (свя­ти­ли­щу нимф; ним­фей Вил­лы Ад­риа­на в Ти­воли, 118–134, и др.). По­лу­чил рас­про­стра­не­ние с 16 в.: Боль­шой Г. в са­дах Бо­бо­ли во Фло­рен­ции (арх. Б. Бу­он­та­лен­ти, 1583–1585, вклю­чал ста­туи «Ра­бов» Ми­ке­л­анд­же­ло) и др. Г. от­ли­ча­лись боль­шим раз­но­об­ра­зи­ем форм, не­ред­ко вклю­ча­ли вод­ные ком­по­зи­ции (фон­та­ны, ис­кус­ст­вен­ные род­ни­ки и др.), в ко­то­рых ис­поль­зо­ва­лась от­дел­ка из «ди­ко­го» не­об­ра­бо­тан­но­го кам­ня, ра­ку­шек, ту­фа, мха, ино­гда вос­соз­да­ва­лись фор­мы, на­по­ми­наю­щие ста­лак­ти­ты. В Рос­сии двор­цо­во-пар­ко­вые, уса­деб­ные ан­самб­ли и об­ществ. са­ды вклю­ча­ли Г., ко­то­рые соз­да­ва­лись в фор­мах ба­рок­ко (в Лет­нем са­ду в С.-Пе­тер­бур­ге с фон­та­ном и свин­цо­вы­ми по­зо­ло­чен­ны­ми фи­гура­ми Неп­ту­на в ок­ру­же­нии мор­ских конь­ков, с ор­гáном, при­во­ди­мым в дей­ст­вие во­дой, и др., 1710-е гг., ар­хи­тек­то­ры А. Шлю­тер, Г. И. Мат­тар­но­ви, М. Г. Зем­цов, не сохр.), ро­ко­ко (в Кус­ко­во), клас­си­циз­ма (в т. ч. Г. «Руи­ны», в ко­то­ром иг­рал ор­кестр, в Алек­сан­д­ров­ском са­ду в Москве, 1819–22, арх. О. И. Бо­ве; Г. Диа­ны в Пя­ти­гор­ске, арх. Дж. Бер­нар­дац­ци, 1831), эк­лек­ти­ки и мо­дер­на (Г. в усадь­бе Ки­ри­цы, ок. 1890, арх. Ф. О. Шех­тель).

Лит.: Miller N. Heavenly caves: reflections on the garden grotto. L., 1982; Arte delle grotte. Gen., 1987.

Вернуться к началу