Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГРИ́ФФИТ ДЕЙВИД УОРК

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 24

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Д. У. Гриффит. Кадр из фильма «Нетерпимость». 1916.

ГРИ́ФФИТ (Griffith) Дей­вид Уорк (22.1.1875, Ла-Грейндж, по др. све­де­ни­ям, Флойдс-Форк, штат Кен­тук­ки – 23.7.1948, Гол­ли­вуд), амер. ки­но­ре­жис­сёр, сце­на­рист. В ки­но с 1907 (на ки­но­сту­диях «Edison» и «Biograph»). В ран­ний пе­ри­од твор­че­ст­ва по­ста­вил неск. со­тен ко­рот­ко­мет­раж­ных филь­мов (дра­мы, ко­ме­дии, ис­то­рич. филь­мы, эк­ра­ни­за­ции). Ра­бо­тал в Гол­ли­ву­де (ки­но­ком­па­ния «Mutual»), в 1915 вме­сте с Т. Х. Ин­сом и М. Сен­нет­том воз­гла­вил фир­му «Triangle» (здесь под рук. Г. бы­ло по­став­ле­но ок. 40 филь­мов). С 1919 на­чал вы­пус­кать филь­мы как не­за­ви­си­мый про­дю­сер для фир­мы «United ar­tists» (ор­га­ни­зо­ван­ной Г. совм. с Д. Фэр­бен­ксом, М. Пик­форд и Ч. Ча­п­ли­ном). По­сте­пен­но во­круг Г. об­ра­зо­ва­лась груп­па мо­ло­дё­жи, ко­то­рую он обу­чал но­вым ме­то­дам ак­тёр­ской иг­ры. Ито­гом по­ис­ков Г. стал пол­но­мет­раж­ный ф. «Ро­ж­де­ние на­ции» (1915), вы­звав­ший ожес­то­чён­ную кри­ти­ку (ос­но­вой для филь­ма по­слу­жил ро­ман Т. Дик­со­на «Че­ло­век кла­на», про­слав­ляв­ший ку-клукс-­клан); ме­ж­ду тем фильм стал клас­сич. об­раз­цом ис­поль­зо­ва­ния но­вых, соб­ст­вен­но ки­не­ма­то­гра­фич., сред­ств в ор­га­ни­за­ции сю­жет­но­го раз­ви­тия. В 1916 Г. соз­дал ф. «Не­тер­пи­мость» – один из этап­ных в ми­ро­вом ки­но­ис­кус­ст­ве. Сня­тый с гран­ди­оз­ным по­ста­но­воч­ным раз­ма­хом, фильм за­тра­ги­вал ши­ро­кий круг фи­лос. и мо­раль­ных про­блем. Не­тер­пи­мость трак­то­ва­на как зло, от­рав­ляю­щее жизнь во все вре­ме­на и у всех на­ро­дов. Об­ра­тив­шись к ог­ром­но­му ис­то­рич. и ми­фо­ло­гич. ма­те­риа­лу, Г. ис­поль­зо­вал не­обыч­ные для то­го вре­ме­ни ки­не­ма­то­гра­фич. приё­мы: об­шир­ные дви­жу­щие­ся па­но­ра­мы, не­ожи­дан­ные ра­кур­сы, за­тем­не­ния, пе­ре­крё­ст­ный мон­таж, ко­то­рый ком­би­ни­ро­вал раз­но­вре­мен­ные сце­ны в не­пре­рыв­но на­рас­таю­щем рит­ме. Со вре­ме­нем Г. всё бо­лее скло­нял­ся к идеа­ли­за­ции амер. про­вин­ции, к сен­ти­мен­таль­ной ме­ло­дра­ме. Кар­ти­ны пат­ри­ар­халь­ной фер­мер­ской жиз­ни он про­ти­вопос­тав­лял со­блаз­нам гор. куль­ту­ры. Наи­бо­лее ти­пич­ным пер­со­на­жем в филь­мах Г. была стра­даю­щая, без­за­щит­ная де­вуш­ка, а наи­бо­лее ти­пич­ной ак­три­сой шко­лы Г. ста­ла Л. Гиш («Сло­ман­ные по­бе­ги», 1919; в отеч. про­ка­те «Сло­ман­ная ли­лия»). Сре­ди др. филь­мов: «Серд­це ми­ра» (1918), «Лю­бовь в сча­ст­ли­вой до­ли­не» (1919, в отеч. про­ка­те «На зов го­ро­да»), «Путь на Вос­ток» (1920), «Си­рот­ки бу­ри» (1921, в отеч. про­ка­те – «Две си­рот­ки»), «Раз­ве жизнь не чу­дес­на?» (1924), «Скорбь са­та­ны» (1926), «Ав­ра­ам Лин­кольн» (1930). По­сле ф. «Схват­ка» (1931) Г. пре­кра­тил ра­бо­ту в ки­но.

Г. ви­дел в ре­жис­сё­ре соз­да­те­ля це­ло­ст­ной ху­дож. сис­те­мы; поч­ти в ка­ж­дом филь­ме он стре­мил­ся раз­ре­шить ту или иную фор­маль­ную или эс­те­тич. про­бле­му. Раз­ра­бо­тал прин­ци­пы иг­ры в ки­нема­то­гра­фе, вос­пи­тав за­ме­ча­тель­ную плея­ду ак­тё­ров: Д. и Л. Гиш, М. Марш, Р. Хар­рон, Р. Бар­тел­мес, К. Дем­п­стер, М. Пик­форд и др. Не­ко­то­рые уче­ни­ки Г. ста­ли впо­след­ст­вии ре­жис­сё­ра­ми: Т. Брау­нинг, Дж. Кон­вей, В. Фле­минг, Р. Уолш, М. Сен­нетт, Э. фон Штро­гейм, Д. Крисп и др. Г. мно­гое пе­ре­стро­ил в тех­ни­ке и ма­не­ре ки­но­съём­ки, от­крыл ог­ром­ные воз­мож­но­сти съё­моч­ной ка­ме­ры и её роль в по­строе­нии еди­но­го эк­ран­но­го об­раза. В 1922 Г. за­па­тен­то­вал ори­ги­наль­ный спо­соб ком­би­ни­ров. съё­мок. Твор­че­ст­во Г. ока­за­ло зна­чи­тель­ное влия­ние на даль­ней­шее раз­ви­тие ки­но­ис­кус­ст­ва, в ря­де стран (США, Ита­лия и др.) ор­га­ни­зо­ва­ны спец. об­ще­ст­ва по изу­че­нию на­сле­дия Г. Пр. «Ос­кар» за вклад в раз­ви­тие ки­но­ис­кус­ст­ва (1935).

Лит.: Д. У. Гриф­фит. М., 1944; Гиш Л. Ки­но, Гриф­фит и я. М., 1974; Phillips L. R. D. W. Griffith: titan of the film art. N. Y., 1976; Frez­za G. L’immagine innocente. Ro­ma, 1978; Wil­li­ams M. Griffith, first artist of the movies. N. Y.; Oxf., 1980; Трау­берг Л. Д. У. Гриф­фит. М., 1981; Barry I. D. W. Grif­fith. American film master. N. Y.; L., 1985; Schi­ckel R. D. W. Griffith: an American life. N. Y., 1996.

Вернуться к началу