Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БХАРТРИХА́РИ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 446

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Г. Лысенко

БХАРТРИХА́РИ, инд. фи­ло­соф и грам­матист 5 в. Ото­жде­ст­в­ля­ет­ся пре­да­ни­ем с Б.-по­этом, ав­то­ром цик­ла на­зи­датель­ных по­эм «Ша­та­ка-тра­ям» («Три сот­ни») о люб­ви, пра­вед­ном по­ве­де­нии и от­ре­ше­нии. Вы­хо­дец из се­мьи брах­ма­на, он не­ко­то­рое вре­мя жил при дво­ре Майт­ра­ки, ца­ря Вал­лаб­хи (ны­не Ва­ла, Гуд­жа­рат), где про­сла­вил­ся утон­чён­ным вку­сом к чув­ст­вен­ным удо­воль­ст­ви­ям. Ис­пы­ты­вая, од­на­ко, силь­ную тя­гу к ду­хов­ной жиз­ни, Б. по­сле дол­гой борь­бы с со­бой стал йо­гом и про­вёл ос­та­ток жиз­ни в пе­ще­ре под Удд­жай­ном. Осн. соч.: трак­тат «Вакь­я­па­дия» («О пред­ло­же­нии и сло­ве») и ком­мен­та­рий к «Ма­хаб­ха­шье» грам­ма­ти­ста Па­танд­жа­ли.

В ис­то­рию инд. мыс­ли Б. во­шёл как соз­да­тель док­три­ны лин­гвис­тич. не­дуа­лиз­ма (шаб­да-ад­вай­та). С точ­ки зре­ния Б., «всё по­зна­ние про­ни­за­но сло­вом» («Вакь­я­па­дия», 1.123). Сло­во (шаб­да) вы­сту­па­ет у не­го сим­во­лом пер­во­на­чаль­но­го внутр. един­ст­ва соз­на­ния – ещё не ро­ж­дён­ной лин­гвис­тич. фор­мы и обо­зна­чае­мо­го объ­ек­та, а по­зна­ние – ин­туи­тив­ным от­кры­ти­ем в се­бе это­го глу­бин­но­го Сло­ва, вро­ж­дён­но­го всем су­ще­ст­вам. Это пер­вич­ное, все­объ­ем­лю­щее Сло­во Б. ото­жде­ст­в­ля­ет с еди­ным и веч­ным Брах­ма­ном, со­дер­жа­щим – в от­ли­чие от Брах­ма­на-аб­со­лю­та Шан­ка­ры – ре­аль­ные по­тен­ции-си­лы (шак­ти). Бла­го­да­ря сво­им шак­ти Брах­ман пред­ста­ёт как субъ­ект, объ­ект и сам акт по­зна­ния. Б. на­де­ля­ет та­ки­ми си­ла­ми бу­к­валь­но всё: сло­ва, по­ня­тия, ве­щи, со­бытия; ни­что не реа­ли­зо­ва­но пол­но­стью и окон­ча­тель­но, ни­что не рав­но са­мо­му се­бе, всё на­хо­дит­ся в про­цес­се рас­кры­тия, про­яв­ле­ния, ма­ни­фе­ста­ции. Всё су­щее, вклю­чая язык, есть толь­ко иг­ра по­тен­ций: ка­ж­дый объ­ект об­ла­да­ет все­ми по­тен­ция­ми, ка­ж­дое сло­во – все­ми зна­че­ния­ми. В лю­бом сло­ве бес­ко­неч­ные воз­мож­но­сти язы­ка стал­ки­ва­ют­ся с бес­ко­неч­но­стью объ­ек­та, по­это­му еди­ни­цей смыс­ла для Б. яв­ля­ет­ся фра­за (ва­кья), зна­че­ние же отд. сло­ва ус­лов­но и за­ви­сит от на­ме­ре­ния субъ­ек­та.

Ес­ли «внут­рен­нее» Сло­во-ре­аль­ность – это на­хо­дя­щий­ся в по­сто­ян­ном бур­ле­нии оке­ан, то эм­пи­рич. сло­во по­доб­но маг­не­тич. вспыш­ке, вы­хва­ты­ваю­щей из по­то­ка лишь слу­чай­ные ста­тич. кон­фи­гу­ра­ции по­тен­ций-сил, это ис­кус­ст­вен­ные «пе­ре­ры­вы по­сте­пен­но­сти», ста­тич. фор­ма ди­на­ми­че­ско­го. Ес­ли выс­шее Сло­во со­дер­жит «по­сла­ние», хо­тя и очень тон­кое, не­мыс­ли­мое и не­про­из­но­си­мое, то его кто-то дол­жен при­нять и рас­ши­фро­вать. Это «по­сла­ние», по Б., есть пре­ж­де все­го Ве­ды, а его ад­ре­са­ты – чле­ны выс­ших варн (со­сло­вий). Ве­ды, с од­ной сто­ро­ны, слу­жат сред­ст­вом по­сти­же­ния выс­ше­го Сло­ва-Брах­ма­на, дос­туп­ным че­ло­ве­ку как ко­неч­но­му су­ще­ст­ву, а с дру­гой, са­ми яв­ля­ют­ся мно­го­ли­ки­ми про­яв­ле­ния­ми это­го Сло­ва. Глав­ная сре­ди мно­го­числ. на­ук – грам­ма­ти­ка, ибо имен­но она от­кры­ва­ет пря­мой дос­туп к выс­шей сущ­но­сти сло­ва. Грам­ма­ти­ка – «вра­та к из­бав­ле­нию» – ста­но­вит­ся у Б. од­ним из средств ос­во­бо­ж­дения (мок­ша) от сан­са­ры на­ря­ду с йо­гой и ме­ди­та­ци­ей.

 

Лит.: Исае­ва Н. В. Сло­во, тво­ря­щее мир. От ран­ней ве­дан­ты к каш­мир­ско­му ши­ва­из­му. Гау­да­па­да, Бхар­три­ха­ри, Аб­хи­на­ва­гуп­та. М., 1997; Лы­сен­ко В. Г. Лин­гвис­ти­че­ский мо­низм Бхар­три­ха­ри // Ис­то­ри­ко-фи­ло­соф­ский еже­год­ник 2003. М., 2004. С. 275–290.

Вернуться к началу