Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БРА́УЭР БРОУВЕР АДРИАН

А. Брауэр. «Драка крестьян при игрев карты». 1630-е гг. Картинная галерея (Дрезден).

БРА́УЭР, Бро­увер (Brouwer) Ад­ри­ан [1605 (или 1606), Ау­де­нар­де (?) – до 1.2.1638, Ан­твер­пен], флам. жи­во­пи­сец. Мас­тер бы­то­во­го жан­ра, пред­ста­ви­тель де­мо­кра­тич. ли­нии в иск-ве флам. ба­рок­ко. Ок. 1621 пе­ре­ехал в Гол­лан­дию, ра­бо­тал пре­им. в Хар­ле­ме (ок. 1626–27, воз­мож­но, в мас­тер­ской Ф. Хал­са) и Ам­стер­да­ме. С 1631 жил в Ан­твер­пе­не, где поль­зо­вал­ся по­кро­ви­тель­ст­вом П. П. Ру­бен­са (при­об­ре­тав­ше­го кар­ти­ны Б.; ра­бо­ты мас­те­ра це­нил и кол­лек­цио­ни­ро­вал так­же Рем­брандт). Иск-во Б., от­ра­жаю­щее с бес­по­щад­ной прав­ди­во­стью тём­ные сто­ро­ны нар. жиз­ни, вос­хо­дит к ни­дерл. нац. тра­ди­ции 16 в., к гро­теск­ным об­раз­ам П. Брей­ге­ля Стар­ше­го. Пи­сал гл. обр. сце­ны по­по­ек и драк, ку­риль­щи­ков и кар­тёж­ни­ков в гряз­ных, мрач­ных трак­ти­рах. Вме­сте с тем в гру­бо­ва­тых об­раз­ах про­сто­на­ро­дья Б. стре­мил­ся рас­крыть че­ло­ве­че­ское на­ча­ло, ак­тив­ность и не­по­сред­ст­вен­ность, пол­но­ту жиз­нен­ных сил. Не­ко­то­рая по­верх­но­ст­ность, кра­соч­ная пе­ст­ро­та ран­них ра­бот Б. с их под­чёрк­ну­той экс­прес­си­ей ми­ми­ки и жес­тов сме­ня­ют­ся к 1630-м гг. бо­лее глу­бо­ки­ми по ха­рак­те­ри­сти­ке про­из­ве­де­ния­ми; уси­ли­ваю­щий­ся дра­ма­тизм изо­бра­же­ний ок­ра­ши­ва­ет­ся ли­рич. чув­ст­вом ху­дож­ни­ка, ди­на­мич. ком­по­зи­ция при­об­ре­та­ет яс­ность и ла­ко­низм, ко­ло­рит обо­га­ща­ет­ся эмо­цио­наль­ной на­сы­щен­но­стью тё­п­лых то­нов, лёг­ко­стью воз­душ­ных пе­ре­хо­дов («Дра­ка кре­сть­ян при иг­ре в кар­ты», Кар­тин­ная га­ле­рея, Дрез­ден; «Горь­кий на­пи­ток», Ште­де­лев­ский ху­дож. ин-т, Франк­фурт-на-Май­не). В позд­них ра­бо­тах Б. гос­под­ству­ют ли­ри­че­ская меч­та­тель­ность на­строе­ния, спо­кой­ный доб­ро­душ­ный юмор («Спя­щий ку­риль­щик», Лувр; «Ав­то­порт­рет», Мау­риц­хёйс, Гаа­га). Б. пи­сал так­же пей­за­жи (час­то ноч­ные), от­ме­чен­ные ин­тим­ной, гру­ст­ной по­эзи­ей, дра­ма­тич­но­стью све­то­те­не­вых кон­тра­стов («Дюн­ный ланд­шафт с вос­хо­дя­щей лу­ной», Гос. му­зеи, Бер­лин). Б. ока­зал влия­ние на флам. и голл. иск-во сво­его вре­ме­ни (Д. Те­нирс Млад­ший, А. ван Ос­та­де).

Лит.: Knuttel G. A. Brouwer. The master and his work. The Hague, 1962.

Вернуться к началу