Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БАССА́НО

Авторы: М. Н. Соколов
Якопо Бассано. «Усекновение головы Иоанна Крестителя». Художественный музей (Копенгаген).

БАССА́НО (Bassano; наст. фам. да Пон­те, da Ponte), се­мья итал. жи­во­пис­цев, пред­ста­ви­те­лей ве­не­ци­ан­ской шко­лы. Наи­бо­лее зна­чи­тель­ный – Яко­по Б. (ок. 1517–18, Бас­са­но – 13.2.1592, там же), жил в осн. в род­ном го­ро­де, час­то по­се­щая Ве­не­цию. Учил­ся у от­ца, жи­во­пис­ца Фран­че­ско Б. Стар­ше­го (ок. 1475–1539); позд­нее ис­пы­тал влия­ние Пар­мид­жа­ни­но, Л. Лот­то и Ти­циа­на. Ха­рак­тер­ные чер­ты мань­е­риз­ма со­еди­ня­лись в его зре­лых кар­ти­нах («Сам­сон и фи­ли­стим­ля­не», ок. 1539, Кар­тин­ная га­ле­рея, Дрез­ден; «Путь на Гол­го­фу», ок. 1545, Нац. га­ле­рея, Лон­дон; «От­дых на пу­ти в Еги­пет», ок. 1547, Пи­на­ко­те­ка Ам­бро­зиа­на, Ми­лан; и др.) с ост­рым вни­ма­ни­ем к на­ту­ре, пе­ре­да­вае­мой с ост­род­ра­ма­тич. кра­соч­ны­ми и све­то­те­не­вы­ми эф­фек­та­ми. По­доб­но др. ве­не­ци­ан­ским мас­те­рам, час­то при­да­вал ре­лиг. сце­нам под­чёрк­ну­то жан­ро­вый об­лик («По­кло­не­ние пас­ту­хов», 1568, Гор. му­зей, Бас­са­но; «Воз­вра­ще­ние Иа­ко­ва из зем­ли Ха­на­ан­ской», ок. 1573–74, Дво­рец до­жей, Ве­не­ция; и др.). Пи­сал так­же порт­ре­ты и фре­ски (в «Ка­пел­ле чё­ток» при­ход­ской церк­ви в Кар­тиль­я­но, 1575).

Из его сы­но­вей са­мы­ми та­лант­ли­вы­ми бы­ли Фран­че­ско Б. Младший (ок. 1549, Бас­са­но – 3.7.1592, Ве­не­ция) и Ле­ан­д­ро Б. (1557, Бас­са­но – 15.4.1622, Ве­не­ция). Они раз­ви­ва­ли осн. ли­нию твор­че­ст­ва от­ца, соз­да­вая не­ред­ко уже все­це­ло свет­ские бы­то­вые кар­ти­ны (в т. ч. се­рии «Вре­мён го­да» и «Ме­ся­цев», 1580–90-е гг.), и обо­га­ти­ли унас­ле­до­ван­ную от не­го ма­не­ру яр­ки­ми ко­ло­ри­стич. на­ход­ка­ми. Ле­ан­д­ро в кон. 16 – нач. 17 вв. на­пи­сал це­лый ряд боль­ших ре­лиг. и ис­то­рич. пан­но для Двор­ца до­жей в Ве­не­ции.

Лит.: Arslan E. I Bassano. Mil., 1960. Vol. 1–2; Ла­за­рев В. Н. Я. Бас­са­но // Ла­за­рев В. Н. Ста­рые италь­ян­ские мас­те­ра. М., 1972; Смир­но­ва И. А. Я. Бас­са­но и Позд­нее Воз­ро­ж­де­ние в Ве­не­ции. М., 1976.

Вернуться к началу