Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БЕ́ККЕТ БЕКЕТТ СЭМЮЭЛ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 186

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. М. Толмачёв
С. Беккет. Портрет работы Марко Вулигина. 2002.

БЕ́ККЕТ, Бекетт (Beckett) Сэ­мю­эл (13.4.1906, Фок­срок, близ Дуб­ли­на  22.12.1989, Па­риж), ирл. и франц. пи­са­тель. Ро­дил­ся в про­тес­тант­ской се­мье. Окон­чил Три­ни­ти-кол­ледж в Дуб­ли­не (1927), где изу­чал франц. фи­ло­со­фию и лит-ру. Пре­по­да­вал в Выс­шей нор­маль­ной шко­ле в Париже (192830), пу­те­ше­ст­во­вал по Фран­ции и Гер­ма­нии (193236), ра­бо­тал лит. сек­ре­та­рём Дж. Джой­са (19351937). С 1938 Б. жил в Па­ри­же. От­ри­цая на­цизм (но и под­чёр­ки­вая свою по­ли­тич. не­ан­га­жи­ро­ван­ность), Б. при­со­еди­нил­ся к франц. Со­про­тив­ле­нию (19401942). Вой­на уси­ли­ла не­при­ятие Б. то­таль­но­го на­си­лия об-ва над лич­но­стью.

Пе­ча­тал­ся с 1929 (эс­се, рас­ска­зы, лит. кри­ти­ка). Пер­вый ро­ман Б. – «Мёр­фи» («Murphy», 1933; опубл. во франц. пер. в 1938; рус. пер. 1999). С 1946 Б. пи­сал, а с 1951 пуб­ли­ко­вал свои сти­ли­сти­че­ски изо­щрён­ные со­чи­не­ния на франц. яз., за­тем пе­ре­во­дил их на англ. яз. Ис­пы­тав влия­ние эк­зи­стен­циа­лиз­ма, пси­хо­ана­ли­за, Дж. Джой­са, Ф. Каф­ки, Б. вы­ра­бо­тал свою фи­ло­со­фию и по­эти­ку аб­сур­да. Со­че­таю­щие в се­бе чер­ты тра­ге­дии, фар­са, па­ро­дии, фраг­мен­тар­ные по фор­ме, не раз­ли­чаю­щие вы­мы­сел и ре­аль­ность, обыг­ры­ваю­щие мо­тив до­ро­ги в ни­ку­да тек­сты Б. про­ти­во­пос­тав­ляют «бы­тию без Бо­га», жес­то­ко­сти ­мира, сте­рео­тип­но­сти по­ве­де­ния и мыш­ления – ин­стинк­тив­ное стрем­ле­ние ин­ди­ви­дуу­ма най­ти хо­тя бы не­кое по­до­бие са­мо­му се­бе че­рез са­мо­вы­го­ва­ри­ва­ние, «пред­ноч­ное» блу­ж­да­ние слов. Сла­ву Б. как соз­да­те­лю аб­сур­да те­ат­ра при­нес­ла пье­са «В ожи­да­нии Го­до» («En at­tendant Godot», 1948–49, опубл. в 1952, пост. в 1953; рус. пер. 1966). К «дра­ме аб­сур­да» от­но­сят­ся и др. его пье­сы, са­мые ре­пер­ту­ар­ные из ко­то­рых «Энд­шпиль» («Fin de partie», опубл. и пост. 1957; рус. пер. 1989), «По­след­няя лен­та Крэп­па» («Krapp’s Last Tape», пост. в 1958, опубл. в 1960; рус. пер. 1989, эк­ра­ни­за­ция А. Эгоя­на – 2000), «Сча­ст­ли­вые дни» («Happy Days», опубл. и пост. в 1961; рус. пер. 1989). Ав­тор ро­ма­нов «Уотт» («Watt», 1942–44, опубл. в 1953; рус. пер. 2004), «Мол­лой» («Mol­loy», 1951; рус. пер. 1994), «Мэ­ло­н уми­ра­ет» («Malone meurt», 1951; рус. пер. 1994), «Бе­зы­мян­ный» («L’In­nom­m­able», 1953; рус. пер. 1994); кн. рас­ска­зов «Боль­ше ла­ет, чем ку­са­ет» («More pricks than kicks», 1934; рус. пер. 1999), «Ник­чём­ные тек­сты» («Tex­tes pour rien», 1955; рус. пер. 2001), сб. «Сти­хи» («Poèmes», 1968), кри­тич. этю­дов. Но­бе­лев­ская пр. (1969).

Соч.: The complete dramatic works. L., 1986.

Лит.: Simon A. S. Beckett. P., 1989; The Cam­bridge companion to Beckett. Camb., 1994; Knowlson J. Damned to fame: the life of S. Be­ckett. L., 1996; Casanova P. Beckett l’ab­strac­teur, anatomie d’une révolution littéraire. P., 1997; Anzieu D. Beckett. P., 1999.

Вернуться к началу